вторник, 31 января 2012 г.

Тезисы моего выступления на Школе-семинаре в НТУ "ХПИ"

Сегодня дистанционно участвовал в работе мастер-класса "Образование и технологии дистанционного обучения в 21 веке" под руководством профессора В.Н.Кухаренко. Мастер-класс проходил в рамках традиционной зимней Школы-семинара "Современные педагогические технологии в образовании". Выступал с докладом "Использование дистанционного курса для поддержки очных занятий на кафедре биохимии медицинского вуза", отвечал на вопросы. Размещаю здесь краткие тезисы своего сообщения.

Дистанционные технологии в медицинском образовании находят своё применение прежде всего на этапе последипломного повышения квалификации врачей и реализуются в сочетании с традиционной формой обучения в виде смешанного обучения (blended learning). Использование дистанционных технологий на доклиническом этапе подготовки медицинских специалистов пока не получило большого распространения. Между тем применение телекоммуникационных технологий позволит стимулировать самостоятельную работу студентов по дисциплинам общетеоретического, естественнонаучного цикла. В настоящей работе представлен опыт создания и внедрения в учебный процесс дистанционного курса (ДК), направленного на активизацию самостоятельной работы студентов на кафедре биохимии.

ДК «Избранные вопросы биохимии» разработан в 2007 году на базе виртуальной учебной среды «Веб-класс ХПИ» и размещён в Интернете по адресу http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2_10/. Курс предназначен для студентов 2 курса лечебного педиатрического и фармацевтического факультетов и соответствует типовой учебной программе по биохимии для медицинских вузов. Созданию курса предшествовала проработка проекта, включающая определение целей и задач обучения, структуры и общего содержания, в том числе контрольно-оценочных заданий, проведена оценка трудозатрат.

К участию в курсе допускались студенты, не имеющие академической и текущей неуспеваемости. В ходе обучения студенты выполняли ряд индивидуальных заданий для закрепления изученного теоретического материала, проходили тестовый контроль знаний по каждой теме курса. Каждый студент имел возможность общаться с преподавателем по почте курса и со своими коллегами в форуме и чате. Обучение проходило синхронно с аудиторными занятиями, материалы курса могли использоваться для самоподготовки.

Занятия в курсе проводились с сентября 2007 года по декабрь 2010 года включительно. За этот период прошло 7 семестровых циклов обучения, на которые записалось в общей сложности 413 студентов всех факультетов (18,3% общего числа студентов, обучавшихся за этот период на кафедре). Не все из них по разным причинам прошли ДК до конца. Количество активных студентов, т.е. выполнявших задания курса, составляло 259 человек (62,7% от общего числа участников или 11,5% студентов, обучавшихся за этот период на кафедре). Среди этих студентов выделилась группа лидеров, выполнивших 80 и более процентов заданий ДК, в количестве 63 человек (15,3% от общего числа участников). Для характеристики активности студентов были использованы такие показатели: общее количество посещений сайта, в том числе число активных посещений (сопровождавшихся выполнением учебных заданий), общее время обучения студента в ДК, а также продолжительность одного сеанса работы.

Средние показатели активности участников постепенно возрастают с каждым семестровым циклом и достигают максимума к сентябрю – декабрю 2010 года. Для лидеров курса эти тенденции ещё более заметны. Такие результаты свидетельствуют о повышении интереса студентов к дистанционным образовательным технологиям как форме организации самостоятельной внеаудиторной работы.

Этот интерес находит свое проявление, в частности, в более активном участии студентов в дискуссиях на форуме курса. От цикла к циклу возрастает количество участников форума, количество сообщений на форуме и количество комментариев к сообщениям коллег. Следует особо отметить, что использование таких инструментов, как форум и чат позволяют преподавателю собрать в одной виртуальной аудитории наиболее продвинутых студентов, рассеянных по разным учебным группам и факультетам, и вести с ними диалог на совершенно ином интеллектуальном уровне, чем с большинством студентов на обычных занятиях.

По результатам экзаменационных сессий отмечено, что студенты, сочетавшие обучение в ДК с традиционными формами учебного процесса, получают на экзамене по биохимии в целом более высокие оценки, чем студенты с таким же годовым рейтингом, которые использовали только традиционные формы обучения.

Выводы: Использование дистанционных технологий в учебном процессе способствует повышению мотивации изучения дисциплины и качества подготовки студентов, даёт возможность студентам младших курсов получить практический опыт работы в телекоммуникационных сетях, необходимый для успешного обучения на последипломном этапе.

Презентация доклада

Комментариев нет:

Отправить комментарий