воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Подведём итоги!


Вот и закончились два месяца занятий в курсе "Куратор содержания-2". Пришло время отчитаться о том,  чему научился, какие новые методы и сервисы освоил. Курс был хорошо спланирован, тьюторы неизменно доброжелательны, работать было интересно, несмотря на хронический цейтнот (подготовка к аккредитации вуза и много чего другого). Поэтому, хоть и с опозданием, но добрался до заключительной недели. 
Тема курирования: использование информационных технологий в преподавании и научных исследованиях в области медицинской биохимии. 
Целевая аудитория: студенты медицинских и фармацевтических факультетов, изучающие биологическую химию, а также коллеги-преподаватели.
Итак, каковы же итоги? 
1. Сначала о потерях и неожиданных приобретениях. Пока шёл курс, закрылся сервис iGoogle. В течение двух лет он был стартовой странице в моём браузере, где аккумулировались ссылки на наиболее часто используемые ресурсы. Теперь его нет, но практически сразу нашлась адекватная замена - агрегатор Symbaloo (http://www.symbaloo.com/), с которым я познакомился при выполнении заданий 5-й недели. И это тоже результат курса! Кроме стартового вебмикса, содержащего ссылки на почтовые ящики, социальные сети и основные инструменты куратора содержания, создан ещё один для электронных библиотек и наукометрических сервисов. 
2. Мой аккаунт в твиттере:
https://twitter.com/ershikovsm
существует уже более двух лет, но работа в нём значительно оживилась в эти два месяца, и на сегодняшний день у меня 626 твитов, 55 читателей, 74 читаю я сам, 14 ретвитов, 10 упоминаний, 13 твитов помещены в избранное другими пользователями.
3. С помощью сервиса Paper.li создана ежедневная газета "Медицинская биохимия: обучение и преподавание". 
Именно этой газете я обязан многими ретвитами и упоминаниями в сообщениях твиттера, что говорит о том, что информация, размещённая там, является востребованной и интересна другим пользователям.
4. Зарегистрировался на сервисе Rebelmouse.com, создал персональную страницу eLearning in Medical Biochemistry , куда автоматически попадают мои твиты и ретвиты, а также сообщения в Facebook и LinkedIn: 
5. Завёл аккаунт на сервисе Scoop.it, создал два топика:
Первый - по своему направлению курирования: 
Потом стали накапливаться материалы по общим вопросам курирования содержания, которые были вынесены в отдельный топик:
6. Аккаунт на Netvibes у меня уже был, не было только публичной страницы, теперь она появилась:
На эту страницу были перенсены наиболее интересные источники информации с моих частных страниц.
7. Аккаунт в Pinterest у меня уже был, но этим сервисом я до недавних пор активно не пользовался. 
На сегодняшний день мною созданы в Pinterest четыре альбома: 
http://www.pinterest.com/ershikovsm/medical-biochemistry/ ("Медицинская биохимия"), 
http://www.pinterest.com/ershikovsm/medicine-and-elearning-with-humor/ ("Медицина и электронное обучение - с улыбкой"). 
http://www.pinterest.com/ershikovsm/content-curator/ ("Куратор содержания")
В дальнейшем эти альбомы будут пополняться новыми изображениями, а само число этих альбомов увеличиваться.
8. Продолжаю собирать ссылки на интересные ресурсы и делиться ими с коллегами в 3 группах на сервисе Diigo:
9. Транслирую найденные ссылки на своей странице в социальной сети Facebook:  
10. Все основные результаты работы в курсе представлены в 16сообщениях моего блога: 
Кроме того, хотелось бы отметить как очень важные и полезные материалы 2 - 4 недель курса по открытым образовательным ресурсам, электронным библиотекам, коллекциям журналов и книг в открытом доступе и по наукометрическим базам данных. Я очень многое получил в процессе выполнения заданий этих недель и надеюсь использовать эти знания в своей дальнейшей работе. Считаю также полезным опыт создания видеороликов в режиме онлайн (в настоящее время изучаю сервис Movenote, http://www.movenote.com/, отдельное спасибо за информацию К.Л.Бугайчуку!)
В заключение хотелось бы пожелать коллегам, прошедшим этот трудный и увлекательный курс до его завершения, успешно применять полученные знания и умения на новом поприще в качестве куратора контента, а нашим уважаемым тьюторам - новых творческих успехов в их нелёгком труде!

понедельник, 16 декабря 2013 г.

Предварительные итоги, или План отчёта по работе в курсе

Итак, подходит к своему завершению курс "Куратор содержания - 2", и настала пора подводить предварительные итоги. Предлагаю вниманию тьюторов и коллег план отчёта о работе, проделанной в течение двух месяцев и перспективах развития на ближайшее будущее. За основу данного плана, как и у большинства участников курса, был взят алгоритм работы куратора содержания, предложенный тьюторами.
Как уже сообщалось, выбранным мною направлением курирования является использование информационных технологий в преподавании и научных исследованиях в области медицинской биохимии. Целевой аудиторией являются студенты 2 курса медицинских и фармацевтических факультетов, изучающие биологическую химию, а также коллеги-преподаватели. Цели курирования включают, во-первых, продвижение передовых технологий в образовательный и научно-исследовательский процесс в медицинском вузе (профессиональная цель) и, во-вторых, повышение собственной квалификации, самосовершенствование (личностная цель).
1. Выбранное направление курирования ("ниша") не является слишком широким, вместе с тем это одно из ключевых направлений, определяющих развитие медицинской (и не только) науки на ближайшее будущее.
2. Источники информации - биохимические научные издания ("The Biochemist", "Journal of Biological Chemistry", "Biochemical Journal", "Molecular Cell" и др.), научно-педагогические журналы по биомедицинским наукам (Med. Educ. Online, BMC Medical Education), открытые образовательные ресурсы, а также новостные сайты, блоги, RSS-каналы, сообщения в Твиттере и Фейсбуке, специализированные социальные сети (Доктор на работе http://www.doktornarabote.ru/, Медтусовка http://medtusovka.ru/ и другие). 
3. Основные инструменты поиска и слежения - Твиттер (https://twitter.com/ershikovsm), Paper.li (http://paper.li/ershikovsm/1382900777), Netvibes (http://www.netvibes.com/ershikovsm).
4. Персональная сеть - формируется уже на протяжении нескольких лет, включает многочисленные контакты в общедоступных и специализированных социальных сетях, большой набор средств сбора и хранения данных (см. пост "Моя персональная учебная среда", http://ershikovsm.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html). К сожалению, среди активных участников настоящего курса я не нашёл специалистов, работающих в области медицинского образования, которые могли бы выступить в качестве экспертов, но поиск будет продолжен в других сообществах.
5. Агрегация всех каналов в один поток - с этой целью использован агрегатор Symbaloo (http://www.symbaloo.com/profile/ershikovsm).
6. Фильтры для входящих каналов - прежде всего мой личный опыт и знания, для сообщений Твиттера немалое значение имеет Klout-индекс автора, для статей из научных журналов - импакт-фактор, наукометрические индексы авторов публикаций.
7. Выбор материалов для публикации - по основным критериям: актуальность, новизна, практическая значимость.
8. Проверка источников каждой статьи и автора - важно, чтобы данные изложенные в сообщении, подтверждались независимыми авторами. Найдя интересную информацию в новостных лентах или социальных сетях, пытаюсь найти подтверждение в публикациях научных журналов или блогах известных учёных. 
Последующие приёмы работы куратора содержания постараюсь рассмотреть на примере ведения своего блога (http://ershikovsm.blogspot.ru/).
9. Редактирование материалов - сокращение, адаптация текста (без ущерба для содержания), добавление иллюстративного материала.
10. Обеспечение контекста - для облегчения поиска материалов, близких по тематике, используются ключевые слова, тэги.
11. Собственный взгляд - при изложении материалов стараюсь соблюдать максимум объективности, пытаюсь взглянуть на объект с различных сторон. 
12. Название материалов - стараюсь давать материалам броские названия, но без искажения смысла излагаемого источника.
13. Ссылки на источники - считаю очень важным при использовании сторонних материалов указывать источник, откуда они были взяты, соблюдать авторские права.  
14. Удобная подача информации для читателей - обеспечивается настройками блога.
15. Классификация и архивирование новостной ленты. Удобная панель навигации справа позволяет лучше ориентироваться в сообщениях блога, легко перемещаться от одного к другому. 
16. Периодическое обновление контента. На примере своего блога - стараюсь обновлять информацию как минимум еженедельно. Если нет движения в блоге, это способствует снижению интереса и оттоку читателей.
17. Рассказывать о своей миссии. Читателю небезразлична личность автора блога - не считаю нужным скрывать информацию о себе, своих установках и предпочтениях.
18. Распространение и синдикация по соответствующим каналам. Информация о новом контенте появляется в Твиттере, Фейсбуке, что способствует привлечению дополнительного количества пользователей.
19. Обратная связь. В моём блоге зарегистрировано 15 постоянных читателей, но, к сожалению, я получаю очень мало комментариев на мои сообщения. Моя активность в Твиттере и Фейсбуке находит гораздо больший отклик. 
20. Отслеживание посещений. На основании статистики посещаемости отдельных сообщений сайта можно выявлять тенденции и предпочтения пользователей. Например, в моём блоге наибольшей популярностью пользуются сообщения, посвящённые работе с медицинскими социальными сетями и тестовому контролю знаний студентов-медиков.
21. Совершенствование и улучшение. Проанализировав свою работу в течение двух прошедших месяцев, хочу отметить, что за этот период узнал много нового и получил навыки работы с источниками информации (прежде всего с ООР, электронными библиотеками и наукометрическими базами данных). Вместе с тем считаю необходимым больше уделять внимание взаимодействию с коллегами, более активно приглашать читателей моего блога к обсуждению излагаемых вопросов.
P.S. В ходе подготовки данного сообщения нашел блог, посвящённый проблемам курирования контента http://elcontentcurator.com/, который ведёт испанский исследователь Victor Vidal Valera Jimenez (картинки оттуда). С содержанием этого блога не помешало бы познакомится более детально (как говорится, Google Translate в помощь!)

суббота, 14 декабря 2013 г.

В поисках драгоценных жемчужин

Есть у композитора Жоржа Бизе ранняя опера под названием "Искатели жемчуга". Мне кажется, что работа куратора контента чем-то сродни работе искателей жемчуга, хотя и не столь опасная: погружение в мутные глубины океана, добывание раковин, из которых потом извлекаются драгоценные жемчужины, напоминает блуждание в бескрайних просторах Интернета, сбор и фильтрацию материала, в результате чего появляется продукт, востребованный большим количеством пользователей.
Почему это вдруг я сегодня заговорил о поиске жемчуга? А вот почему. Знакомьтесь: Pearltrees (http://www.pearltrees.com/) - очередной инструмент для работы куратора содержания!
Это сервис, предназначенный для сбора и упорядочивания необходимого Интернет-контента и обмена им с другими пользователями. Интересные веб-страницы называются здесь "жемчужинами" ("pearls"), а их тематические коллекции - "жемчужными деревьями" ("pearltrees") - отсюда и название сервиса. Регистрация на сервисе не представляет сложности - используется существующий аккаунт в Твиттере или Фейсбуке.
Чем может быть интересен сервис Pearltrees для куратора контента?
Во-первых, им можно пользоваться как менеджером закладок. Сервис сохраняет адреса найденных страниц, даёт возможность сопровождать их кратким комментарием, объединять их в тематические каталоги или "жемчужные деревья", перемещать, дублировать, удалять. Закладки могут быть также импортированы из популярных браузеров (Chrome, Firefox, IE, Safari) или менеджеров закладок (Pocket, Diigo, Delicious и др.). Каждая ссылка сопровождается миниатюрным изображением соответствующего Интернет-ресурса. 
Во-вторых, кроме адресов веб-страниц, можно сохранять и изображения, точно также группируя их по тематике, что частично дублирует функцию Pinterest. 
В-третьих, каждый пользователь может бесплатно загрузить на сервис файлы любого формата (текст, графика, видео, аудио) общим размером до 250 Мб (платные аккаунты позволяют загрузить до 100 Гб), что делает Pearltrees хорошей заменой Dropbox и других облачных хранилищ.
В-четвёртых, все эти файлы и коллекции могут быть доступны для совместного использования. С помощью поисковой строки можно найти среди пользователей Pearltrees друзей по интересам и обмениваться с ними отдельными "жемчужинами" или целыми ветками. Пользователи, имеющие по крайней мере одну общую "жемчужину", имеют возможность обмениваться личными сообщениями. Функция "Team" ("Команда") позволяет создавать группы (два человека и более) для коллективной работы над проектами. Ссылки на файлы или веб-страницы могут быть опубликованы в Твиттере или Фейсбуке, а также пересланы по электронной почте.
К неудобствам работы с Pearltrees можно отнести отсутствие русскоязычного интерфейса (поддерживаются пока только английский и французский языки), что, по-видимому, может ограничивать пользовательскую аудиторию сервиса.
В процессе знакомства с работой сервиса был создан аккаунт medbiochemist, в котором размещено 5 "деревьев", содержащих в общей сложности 22 ссылки на образовательные ресурсы по медицинской биохимии (курсы, блоги, руководства, тьюториалы, коллекции анимационных роликов). 


С помощью поисковой строки был найден коллега по профессии, с которым была попытка установить связь.  


вторник, 10 декабря 2013 г.

Заметка о Klout

Klout (http://klout.com/) — это онлайн-сервис для измерения влиятельности того или иного пользователя социальных медиа. Рейтинг влиятельности оценивается по шкале от 0 до 100 и формируется на основании анализа активности пользователя в Twitter, Facebook, Google+, LinkedIn и других аналогичных сайтах. Как утверждают разработчики Klout, лучший способ увеличить свой рейтинг состоит в том, чтобы создавать контент, которым люди захотят поделиться и на который захотят откликнуться. Для наибольшей точности расчёта следует дать доступ ко всем социальным сетям, в которых участвует пользователь. Чем больше других пользователей ретвитят, упоминают, комментируют ваш контент, тем выше будет ваш рейтинг.
Зарегистрироваться в Klout просто - достаточно использовать имеющийся твиттер- или фейсбук-аккаунт, данные из которого переносятся в профиль Klout
А вот как выглядит кривая роста моего Klout-рейтинга за последние 3 месяца:
Как видно из графика, показатель, державшийся на уровне 20, на последней неделе октября резко пошёл вверх. Это очевидный результат моего участия в курсе "Куратор содержания-2", освоения новых сервисов, отчётов об этом в блоге, которые транслировались в твиттере и фейсбуке, и находили соответствующий отклик у других пользователей (список и рейтинг их также можно увидеть). 
Вот список соцсетей и их доля в общем контенте:
К сожалению, более детальной информации о своей активности получить не удалось. Интересно, что нынешний интерфейс и набор функций Klout несколько отличаются о того, что было представлено в сообщениях полугодовой давности. Некоторые функции просто исчезли.
Вывод: сервис не произвёл сильного впечатления. Интересно, конечно, в плане самооценки. Более информативным для анализа активности в социальных сетях мне представляется сервис Twtrland.com, с которым также познакомился недавно (см. мою заметку от 28 октября).
Мой профиль в Twtrland: http://twtrland.com/profile/ershikovsm

воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Моя персональная учебная среда

Персональная учебная среда (ПУС) - это набор сетевых инструментов и сервисов, использование которых в учебном процессе обеспечивает достижение поставленных образовательных целей. Слово "персональная" в данном случае означает определённую "заточенность" данных инструментов под конкретного пользователя и конкретные цели обучения. Моя ПУС формируется уже на протяжении ряда лет и на сегодняшний день может быть представлена в виде следующей схемы (составлена с использованием сервиса для создания ментальных карт iMindMap 7; http://thinkbuzan.com/):
Ссылка на данную карту в облачном хранилище
ПУС включает следующие элементы:

  • LMS - системы управления процессом обучения;
  • Блоги (сетевые дневники);
  • Вики (сервисы для коллективной работы над учебными проектами);
  • Агрегаторы (средства для сбора на одной странице информации из различных источников);
  • Средства для хранения и совместного использования документов;
  • Средства для создания и совместного использования видеофрагментов;
  • Средства для поиска и совместного использования изображений;
  • Средства для создания и совместного использования закладок веб-страниц;
  • Общедоступные социальные сети;
  • Медицинские сетевые сообщества.

На схеме можно также проследить основные этапы развития ПУС. На белом фоне показаны названия ресурсов, которые использовались мной до ноября 2011 года; на жёлтом фоне даны названия ресурсов, которые осваивались с ноября 2011 года по октябрь 2013 года, под влиянием обучения на курсе "Дистанционное обучение от А до Я"; на зелёном фоне - названия инструментов, вошедших в мой арсенал в октябре - ноябре 2013 года при прохождении курса "Куратор содержания-2"; на красном фоне - сервисы, которые предстоит освоить в ближайшее время (перечень будет пополняться).

среда, 4 декабря 2013 г.

300 секунд, или Сам себе режиссёр

А также оператор и сценарист. Имея некоторый опыт создания учебных видеоматериалов, могу сказать, что прежде, чем приступить к съёмкам, необходимо иметь детально прописанный сценарий. Импровизация, конечно, возможна, но исключительно в рамках этого сценария. Поэтому при подготовке видеофрагмента по курируемому направлению за основу были взяты мой недавний доклад и презентация на тему "Сервисы Веб 2.0 в медицинском образовании". Текст доклада был сокращён, темп речи несколько быстрее обычного, и всё это для того, чтобы уложиться в заветные 5 минут, или 300 секунд (такова максимальная продолжительность скринкаста, создаваемого с помощью облачного сервиса screenr.com) и не потерять при этом главного. 
Что из этого получилось, судите сами:

Тот же самый видеоролик на Youtube:
http://youtu.be/qpA-a1ycvJA
Кстати, недавно познакомился с результатами исследования (https://mktg.edx.org/blog/optimal-video-length-student-engagement), показывающими, что оптимальная продолжительность видеоролика, позволяющая удержать внимание студента на высоком уровне, составляет не более 6 минут. Так что ограничение времени, заложенное разработчиками сервиса screenr.com для создаваемых скринкастов, является вполне оправданным.