пятница, 20 апреля 2012 г.

Тестовый контроль знаний студентов в системе дистанционного обучения eFront

17 апреля я выступал на заседании Центрального координационно-методического Совета нашей академии. Размещаю здесь текст своего выступления с небольшими сокращениями.
Деятельность, которой я занимаюсь в последнее время в рамках нашего Совета - рецензирование заданий в тестовой форме, составленных преподавателями вуза. Эти задания готовятся к изданию в виде отдельных сборников тестовых заданий или предназначены для контроля усвоения материала, изложенного в учебном пособии.
Большинство преподавателей в целом хорошо усвоили основные правила конструирования заданий в тестовой форме. Но мало создать хорошие тестовые задания, надо, чтобы студенты активно использовали их в процессе самостоятельной работы. И в этом нам может помочь система оценки знаний при помощи онлайн-тестирования.
Авторы [3, 4] отмечают следующие положительные стороны использования системы онлайн-тестирования:
  • экономия времени, затрачиваемого на создание теста: преподаватель один раз заносит вопросы тестового задания в базу, а затем многократно использует тест в разных учебных группах, в разных занятиях и в разных курсах;
  • сокращение времени реализации обратной связи: обработка результатов простых форм тестирования может быть выполнена гораздо быстрее, чем вручную, то есть обратная связь реализуется практически в режиме "реального времени";
  • упрощение ведения протокола тестирования: можно хранить больше протоколов тестирования, находить нужные много быстрее и осуществлять поиск по гораздо более сложным критериям, чем при работе с "бумажными" аналогами;
  • большее удобство в доступе: студенты могут получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при необходимости) любое количество раз.
Справедливости ради следует сказать, что системы онлайн-тестирования в ряде случаев вызывают нарекания педагогов. Помимо общих ограничений, присущих тестированию как методу контроля знаний [3], использование компьютерных тестов имеет ряд очевидных минусов [4]:
  • сложность охвата всего спектра вопросов по конкретному предмету;
  • большая трудоемкость при заполнении базы вопросов и вариантов ответов на начальном этапе;
  • проблемы, связанные с контролем процесса прохождения теста студентом.
Естественно, эти отрицательные моменты следует учитывать в работе и по возможности минимизировать их влияние.
Наша кафедра имеет положительный опыт организации и проведения тренировочного онлайн-тестирования перед курсовым экзаменом в 2006-2008 годах при помощи Интернет-сервиса "Личный кабинет преподавателя", разработанного Центром "Гуманитарные технологии" в МГУ под руководством профессора А.Г.Шмелева [2]. Доступ к тренировочным тестам различного уровня сложности был открыт для всех желающих. Прохождение предварительного тестирования в режиме онлайн в тот период позволило студентам лучше подготовиться к итоговому тестированию, являющемуся одним из этапов экзамена, и в ряде случаев претендовать на более высокую экзаменационную оценку.
Начиная с сентября 2010 года, на портале ЯГМА функционирует Центр дистанционного обучения для студентов http://www.yma.ac.ru/dlstud/ на базе системы дистанционного обучения (СДО) eFront, причем возможности этого центра до настоящего времени используются явно недостаточно. Между тем СДО eFront позволяет разрабатывать различные учебные материалы, в том числе предоставляет несложный способ создания новых тестовых заданий, из которых преподаватель может конструировать полноценные и сложные тесты для контроля процесса обучения [1].
Чтобы создать новый тест, преподаватель должен сначала создать набор тестовых заданий, можно использовать и существующие тестовые задания.
СДО eFront поддерживает следующие типы заданий: множественный выбор с одним или несколькими правильными ответами, установление соответствия, заполнение пропусков, определение истинности или ложности высказывания, введение ответа с клавиатуры, перетаскивание блоков с помощью мыши.
Преподаватель может установить различный вес (значимость) для каждого задания и его сложность, соотношение различных типов заданий в тесте, и количество заданий, используемых для контроля усвоения каждого раздела темы.
Преподаватель может также задать продолжительность теста в минутах, количество повторов, проходной уровень, способ подачи теста: показывать задания одно за другим или все задания сразу, можно установить, показывать или нет студентам правильные ответы, перемешивание заданий теста и ответов в самих заданиях, количество заданий, извлекаемых случайным образом из базы данных. Последняя возможность позволяет (при наличии большого банка заданий) сформировать каждый раз практически уникальный тест.
Система eFront имеет сертифицированную поддержку формата SCORM: преподаватель может экспортировать материал урока в формат SCORM из другой СДО и импортировать данные в таком формате в eFront (или наоборот).
Преподаватель имеет возможность в системе eFront отслеживать успеваемость студентов, ход изучения учебных материалов и прохождение тестового контроля. Система генерирует отчеты по отдельному пользователю, по занятиям, по тестам и по курсу в целом. Отчеты могут быть экспортированы в формат XLS или PDF.
В качестве примера можно привести работу студентов 2 курса фармацевтического факультета в курсе "Избранные вопросы биохимии". Студенты изучают теоретический материал и проходят электронное тестирование по каждой теме курса, которые совпадают с тематикой очных занятий.
Данные, представленные в отчетах, показывают, что сформировалась устойчивая группа студентов, которая регулярно использует материалы курса и проходит предварительный тестовый контроль в процессе подготовки к практическим занятиям. Анализ текущей успеваемости показывает, что именно эти студенты являются более успешными и по результатам текущего и рубежного контроля.
Резюмируя сказанное, вношу следующие предложения:
  1. Задания в тестовой форме, созданные преподавателями ЯГМА и прошедшие рецензирование, размещать в СДО eFront на портале ЯГМА с целью использования для самопроверки знаний студентов в режиме онлайн.
  2. Целесообразно организовать обучение преподавателей в среде eFront в рамках циклов повышения квалификации или курса "Преподаватель высшей школы".
Литература
[1] eFront.Руководство преподавателя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.abbris.ru/efront/docs/eFront_ProfessorGuide_ru.pdf
[2] Ершиков С.М. Опыт использования Интернет-сервиса «Личный кабинет экзаменатора» для анализа результатов тестирования и совершенствования методов тестового контроля знаний // Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб.трудов. Вып.12. – Воронеж: «Научная книга», 2007. – С. 18 – 20.Электронная версия сборника  ftp://ftp.sbook.ru/spi-archives/spi20071.RAR
[3] Место тестов в среде дистанционного обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dl.nw.ru/practice/course_design/testing/goals/index.shtml
[4] Юдалевич Н. В. Использование автоматизированных систем тестирования при работе со студентами // Ярославский педагогический вестник. –  2010. – №2. – С.163 – 166. Электронная версия статьи http://vestnik.yspu.org/releases/2010_2bg/36.pdf
Презентация выступления 

6 комментариев:

  1. Сергей Михайлович, а есть возможность загружать тесты из сторонних программ (word, hot potatoes) или шаблонов?

    ОтветитьУдалить
  2. Константин Леонидович, я поэкспериментировал с Hot Potatoes. Тесты в формате SCORM 1.2 легко импортируются и корректно работают в eFront.

    ОтветитьУдалить
  3. В стандартной конфигурации eFront (которая установлена у нас на портале) формат GIFT не поддерживается. Но есть специальный модуль, который можно скачать на сайте eFront. Скачал - установил - загрузил образец задания - импорт прошел нормально. Спасибо Вам за подсказку.

    ОтветитьУдалить
  4. ))) Вот и от меня вышла польза. Сергей Михайлович, а как можно пощупать ефронт, ни разу не пробовал. Может как-то с Вашей помощью. Хочу посмотреть функционал, юзабилити, все вобщем )))) Поделитесь доступом?

    ОтветитьУдалить
  5. Можно будет попробовать. Подробности по Скайпу или E-mail.

    ОтветитьУдалить