воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Итоги работы в открытом дистанционном курсе

На прошлой неделе завершился второй этап открытого дистанционного курса «Дистанционное обучение от А до Я» (http://elaz.wikispaces.com/), посильное участие в котором принял и я. Хочется подвести для себя итоги этого непростого мероприятия, длившегося без малого полгода. В этом сообщении использованы мои ответы на вопросы анкет, заполненных по просьбе организаторов курса в конце первой и второй его части.
Как проходил курс. Приглашение участвовать в планируемом курсе я получил в начале ноября прошлого года из рассылки сайта e-Learning.by В сообщении говорилось о том, что этот курс организует профессор В.Н.Кухаренко из НТУ «ХПИ». Мне хорошо известен серьёзный научный подход руководимой им лаборатории к вопросам дистанционного обучения, поэтому решение было положительным, и я до настоящего времени не разочаровался в этом.
Вначале были четыре недели предварительных занятий, проходивших в форме вебинаров. На них рассказывали, что такое коннективизм, массовые открытые дистанционные курсы, социальные сервисы Web 2.0, персональная учебная среда. В промежутках между вебинарами я знакомился с источниками, осваивал инструменты. 5 декабря началась первая часть основного курса, которая закончилась школой-семинаром на базе НТУ ХПИ в конце января. Эта часть курса была посвящена рассмотрению общих вопросов дистанционного обучения и его роли в школе, высшем учебном заведении и корпорации.
Вторая часть курса началась 6 февраля и посвящалась практическим аспектам разработки дистанционных курсов, базирующимся на современных педагогических подходах, технологиях, инструментах.
Целью моего участия в этом дистанционном курсе было получение новых знаний и повышение своей квалификации в области дистанционного обучения. Я занимаюсь дистанционным обучением с 2007 года, в сентябре этого года исполнится ровно пять лет, как я начал проводить свой первый дистанционный курс. К началу 2011 года виртуальная учебная среда «Веб-класс ХПИ», в которой я разрабатывал свои курсы, оказалась изучена вдоль и поперёк, и все, что можно, из неё было выжато. Стало ясно, что надо двигаться дальше, но совершенно не хватало времени искать и систематизировать новый материал. И в этом плане курс «ДО от А до Я», разработчики которого проанализировали современные тенденции развития ДО и постарались разложить всё по полочкам, оказался для меня очень актуальным.
Создание персональной учебной среды (ПУС). Какие инструменты входили в мою ПУС до начала занятий в курсе? Немного – Youtube как источник учебных видеороликов, Flickr как источник иллюстраций, Wikipedia, аккаунт Gmail. В ходе первой части курса начал осваивать Twitter, Diigo, iGoogle, завел аккаунт в Фейсбуке, начал вести блог, познакомился с виртуальным миром vAcademia, стал использовать Dropbox, Mendeley. Заинтересовался образовательными возможностями специализированных социальных сетей для врачей. В ходе второй части курса к списку добавились Slideshare (совместное использование презентаций), Netvibes (настраиваемая домашняя страница), iMindMap (создание карт памяти), Symbaloo (управление закладками), ResumUP (создание резюме), Visual.ly (создание инфографики), Pinterest (коллекция изображений).
Что было нового в этом курсе? Новым был сам формат курса, бесплатного, открытого для всех желающих. Много нового о социальных сервисах. На мой взгляд, такой формат обучения очень хорошо подходит для последипломного обучения не только преподавателей, но и врачей.
Что понравилось. Прежде всего, возможность выбора наиболее интересного вида деятельности, непринужденная, доброжелательная обстановка. Особенно хочется отметить работу тьюторов – В.Н.Кухаренко и К.Л.Бугайчука, создавших эту особую атмосферу курса.
Сложности. Самым сложным было спланировать свою работу так, чтобы при большой нагрузке на кафедре оставалось время для занятий в дистанционном курсе. Только в каникулы представилось больше возможностей позаниматься. Технических сложностей не испытывал, языковых проблем тоже.
Участие в вебинарах. До начала этого курса я только один раз участвовал в вебинаре, что ознаменовалось парой курьёзов с моей стороны. В курсе «Дистанционное обучение от А до Я» принял участие в большинстве вебинаров, особенно гостевых, которые проводились в вечернее время. В некоторых дневных вебинарах лично участвовать не мог по причине занятости на работе, но обязательно скачивал и просматривал запись вебинара и презентации к нему. Извлек из вебинаров большую пользу для себя. Всегда узнавал что-то новое. Новые знания, ссылки на Интернет-ресурсы, информация о книгах интересных авторов.
Особо следует сказать о гостевых вебинарах. Возможность встречи и личного общения с интересными людьми – замечательными педагогами, профессионалами, которые рассказывают о своём опыте создания и проведения дистанционных курсов. Особенно запомнились вебинары Ю.Я.Пасихова, М.Морозова, Ю.Н.Богачкова, О.Лаврова.
Моя практическая деятельность при работе в данном курсе. На протяжении всего курса просматривал рекомендуемые источники, некоторые прочитывал более подробно, искал в сети новые публикации о дистанционном обучении и социальных сервисах, делал ссылки в твиттере и Diigo, вел персональный блог. Дистанционно участвовал в работе зимней школы-семинара «Современные педагогические технологии в образовании» в НТУ «ХПИ», выступал с докладом на тему «Использование дистанционного курса для поддержки очных занятий на кафедре биохимии медицинского вуза». Во второй части курса полезным представляется заполнение еженедельных анкет – это позволяет подвести промежуточный итог работы, выделить главное из прочитанного и услышанного в течение недели.
Полученные знания. Пополнил свои знания истории и современных тенденций развития дистанционного обучения, познакомился более подробно с основными теориями обучения и пересмотренной таксономией Блума, много узнал об образовательных возможностях сервисов Web 2.0 (потенциал которых раньше недооценивал), инфографике и методах визуализации учебного материала, быстрых технологиях дистанционного обучения.
Практическая ценность. Планирую в дальнейшем использовать некоторые социальные сервисы в авторском курсе «Избранные вопросы биохимии» для дистанционной поддержки аудиторных занятий, о результатах этой работы постараюсь сообщить в своем блоге.
Пожелания организаторам. В организации курса ничего менять не надо, разве что дневные вебинары планировать на чуть более позднее время. По информационному обеспечению - в списках источников к занятию желательно ввести рубрификацию, чтобы лучше ориентироваться в вопросах темы.

1 комментарий: