Эта статья была опубликована в Материалах ежегодной научной Интернет-конференции "Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве", СПб.: Изд-во Лема, 2014. - С.116 - 118.
На кафедре биологической и общей химии
ЯГМА в течение ряда лет функционирует онлайн-курс «Избранные вопросы биохимии»,
предназначенный для поддержки аудиторных занятий по биологической химии для
студентов 2 курса лечебного, педиатрического, фармацевтического и
стоматологического факультетов. В ходе обучения студенты изучают теоретический
материал, для проверки усвоения которого проходят электронное тестирование по
каждой теме курса и выполняют индивидуальные задания с целью закрепления
полученных знаний. В 2011 году была запущена новая версия курса на базе СДО eFront (разработчик – Epignosis.Ltd), основанной на
использовании технологий Web 2.0 [1].
На первой неделе курса студенты
заполняют анкету «Представление участника электронного курса». Форма анкеты
разработана с помощью сервиса «Диск Google» (
http://www.google.com/drive/)
и внедрена в начальную страницу курса. Целью анкетного опроса является
исследование готовности студентов к использованию дистанционных образовательных
технологий в изучении дисциплины, выяснение их отношения к возможности обучения
с использованием социальных сервисов.
Опрос проводился в сентябре – октябре
2012 года, феврале – марте и сентябре – октябре 2013 года. В анкетировании
приняли участие 132 студента всех факультетов, в том числе 27 юношей и 105
девушек. Большинство из них (59,8%) представляли лечебный факультет, 18,9% –
фармацевтический, 14,4% - педиатрический и 5,3% - стоматологический факультет.
Более 80% студентов окончили среднюю школу в 2011 и 2012 годах.
Основная масса студентов (48,5%)
оценивает свой уровень владения персональным компьютером как хороший, 34,8% -
как средний и 16,7% - как отличный. Личный адрес электронной почты имеют 97%
студентов.
Для выхода в Интернет наши студенты
используют различные устройства (в опросе можно было указать несколько). Среди
них в первую очередь следует назвать ноутбук с беспроводным модемом, который
используют 81,8% студентов, затем следуют: персональный компьютер, подключенный
к сети (27,3%), мобильный телефон (15,9%), смартфон или КПК (6,8%), другие
устройства – 3,8%.
Все принявшие участие в опросе студенты
пользуются материалами, полученными в Интернете, для подготовки к практическим
занятиям: постоянно используют эти материалы 16,7% опрошенных, часто – 53,8% и
иногда – 29,5%.
Из общедоступных социальных сетей
студенты отдают предпочтение сетевому проекту «В Контакте» (94,7%);
пользователями сети «Одноклассники» являются 23,5% студентов; имеют аккаунт в Facebook – 18,3%. Не
состоят ни в одной из социальных сетей 4,5% студентов.
Наряду с общедоступными социальными
сетями существуют также профессиональные медицинские сетевые сообщества, в
некоторые из которых открыт доступ не только врачам, но и студентам-медикам. Из
таких сообществ наибольшей популярностью пользуется «Медкампус» (
http://www.medcampus.ru/),
в котором зарегистрированы 41,7% студентов, принявших участие в опросе. Другим
таким сообществом является сетевой проект «Мир Врача» (
http://mirvracha.ru/portal/index),
в котором состоят 3% студентов из числа опрошенных. 56,8% студентов не состоят
ни в одной из медицинских социальных сетей.
Из социальных сервисов Web 2.0 в процессе
обучения на первом месте находится Wikipedia (
http://www.wikipedia.org/),
которой пользуются три четверти опрошенных студентов, 17,4% студентов смотрят
ролики на Youtube (
http://www.youtube.com/),
11,4% студентов читают блоги преподавателей, 1,5% являются пользователями
веб-сервиса Evernote (
http://evernote.com/).
Не используют ни один из перечисленных сервисов 21,2% студентов.
79 опрошенных студентов (59,8%) могут
уделить занятиям в курсе от 2 до 4 часов в неделю. Менее 2 часов в неделю
планируют работать с курсом 18,9% (25 студентов). Такое же количество студентов
собирается заниматься от 4 до 10 часов в неделю.
Среди причин, побудивших записаться на электронный
курс, студентами в первую очередь были названы: «получить материал для
подготовки к семинарам, практическим занятиям, экзамену»; «получить более
глубокие знания»; «проверить свои знания», «повысить рейтинг».
Литература
1. Ершиков С.М. Использование СДО eFront для создания
новой версии дистанционного курса «Избранные вопросы биохимии» //Новые
образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник
научных статей. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. - С.221 –
226.
http://fit-herzen-conf.ru/pdf/2012.pdf#page=221