воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Итоги работы в открытом дистанционном курсе

На прошлой неделе завершился второй этап открытого дистанционного курса «Дистанционное обучение от А до Я» (http://elaz.wikispaces.com/), посильное участие в котором принял и я. Хочется подвести для себя итоги этого непростого мероприятия, длившегося без малого полгода. В этом сообщении использованы мои ответы на вопросы анкет, заполненных по просьбе организаторов курса в конце первой и второй его части.
Как проходил курс. Приглашение участвовать в планируемом курсе я получил в начале ноября прошлого года из рассылки сайта e-Learning.by В сообщении говорилось о том, что этот курс организует профессор В.Н.Кухаренко из НТУ «ХПИ». Мне хорошо известен серьёзный научный подход руководимой им лаборатории к вопросам дистанционного обучения, поэтому решение было положительным, и я до настоящего времени не разочаровался в этом.
Вначале были четыре недели предварительных занятий, проходивших в форме вебинаров. На них рассказывали, что такое коннективизм, массовые открытые дистанционные курсы, социальные сервисы Web 2.0, персональная учебная среда. В промежутках между вебинарами я знакомился с источниками, осваивал инструменты. 5 декабря началась первая часть основного курса, которая закончилась школой-семинаром на базе НТУ ХПИ в конце января. Эта часть курса была посвящена рассмотрению общих вопросов дистанционного обучения и его роли в школе, высшем учебном заведении и корпорации.
Вторая часть курса началась 6 февраля и посвящалась практическим аспектам разработки дистанционных курсов, базирующимся на современных педагогических подходах, технологиях, инструментах.
Целью моего участия в этом дистанционном курсе было получение новых знаний и повышение своей квалификации в области дистанционного обучения. Я занимаюсь дистанционным обучением с 2007 года, в сентябре этого года исполнится ровно пять лет, как я начал проводить свой первый дистанционный курс. К началу 2011 года виртуальная учебная среда «Веб-класс ХПИ», в которой я разрабатывал свои курсы, оказалась изучена вдоль и поперёк, и все, что можно, из неё было выжато. Стало ясно, что надо двигаться дальше, но совершенно не хватало времени искать и систематизировать новый материал. И в этом плане курс «ДО от А до Я», разработчики которого проанализировали современные тенденции развития ДО и постарались разложить всё по полочкам, оказался для меня очень актуальным.
Создание персональной учебной среды (ПУС). Какие инструменты входили в мою ПУС до начала занятий в курсе? Немного – Youtube как источник учебных видеороликов, Flickr как источник иллюстраций, Wikipedia, аккаунт Gmail. В ходе первой части курса начал осваивать Twitter, Diigo, iGoogle, завел аккаунт в Фейсбуке, начал вести блог, познакомился с виртуальным миром vAcademia, стал использовать Dropbox, Mendeley. Заинтересовался образовательными возможностями специализированных социальных сетей для врачей. В ходе второй части курса к списку добавились Slideshare (совместное использование презентаций), Netvibes (настраиваемая домашняя страница), iMindMap (создание карт памяти), Symbaloo (управление закладками), ResumUP (создание резюме), Visual.ly (создание инфографики), Pinterest (коллекция изображений).
Что было нового в этом курсе? Новым был сам формат курса, бесплатного, открытого для всех желающих. Много нового о социальных сервисах. На мой взгляд, такой формат обучения очень хорошо подходит для последипломного обучения не только преподавателей, но и врачей.
Что понравилось. Прежде всего, возможность выбора наиболее интересного вида деятельности, непринужденная, доброжелательная обстановка. Особенно хочется отметить работу тьюторов – В.Н.Кухаренко и К.Л.Бугайчука, создавших эту особую атмосферу курса.
Сложности. Самым сложным было спланировать свою работу так, чтобы при большой нагрузке на кафедре оставалось время для занятий в дистанционном курсе. Только в каникулы представилось больше возможностей позаниматься. Технических сложностей не испытывал, языковых проблем тоже.
Участие в вебинарах. До начала этого курса я только один раз участвовал в вебинаре, что ознаменовалось парой курьёзов с моей стороны. В курсе «Дистанционное обучение от А до Я» принял участие в большинстве вебинаров, особенно гостевых, которые проводились в вечернее время. В некоторых дневных вебинарах лично участвовать не мог по причине занятости на работе, но обязательно скачивал и просматривал запись вебинара и презентации к нему. Извлек из вебинаров большую пользу для себя. Всегда узнавал что-то новое. Новые знания, ссылки на Интернет-ресурсы, информация о книгах интересных авторов.
Особо следует сказать о гостевых вебинарах. Возможность встречи и личного общения с интересными людьми – замечательными педагогами, профессионалами, которые рассказывают о своём опыте создания и проведения дистанционных курсов. Особенно запомнились вебинары Ю.Я.Пасихова, М.Морозова, Ю.Н.Богачкова, О.Лаврова.
Моя практическая деятельность при работе в данном курсе. На протяжении всего курса просматривал рекомендуемые источники, некоторые прочитывал более подробно, искал в сети новые публикации о дистанционном обучении и социальных сервисах, делал ссылки в твиттере и Diigo, вел персональный блог. Дистанционно участвовал в работе зимней школы-семинара «Современные педагогические технологии в образовании» в НТУ «ХПИ», выступал с докладом на тему «Использование дистанционного курса для поддержки очных занятий на кафедре биохимии медицинского вуза». Во второй части курса полезным представляется заполнение еженедельных анкет – это позволяет подвести промежуточный итог работы, выделить главное из прочитанного и услышанного в течение недели.
Полученные знания. Пополнил свои знания истории и современных тенденций развития дистанционного обучения, познакомился более подробно с основными теориями обучения и пересмотренной таксономией Блума, много узнал об образовательных возможностях сервисов Web 2.0 (потенциал которых раньше недооценивал), инфографике и методах визуализации учебного материала, быстрых технологиях дистанционного обучения.
Практическая ценность. Планирую в дальнейшем использовать некоторые социальные сервисы в авторском курсе «Избранные вопросы биохимии» для дистанционной поддержки аудиторных занятий, о результатах этой работы постараюсь сообщить в своем блоге.
Пожелания организаторам. В организации курса ничего менять не надо, разве что дневные вебинары планировать на чуть более позднее время. По информационному обеспечению - в списках источников к занятию желательно ввести рубрификацию, чтобы лучше ориентироваться в вопросах темы.

пятница, 20 апреля 2012 г.

Тестовый контроль знаний студентов в системе дистанционного обучения eFront

17 апреля я выступал на заседании Центрального координационно-методического Совета нашей академии. Размещаю здесь текст своего выступления с небольшими сокращениями.
Деятельность, которой я занимаюсь в последнее время в рамках нашего Совета - рецензирование заданий в тестовой форме, составленных преподавателями вуза. Эти задания готовятся к изданию в виде отдельных сборников тестовых заданий или предназначены для контроля усвоения материала, изложенного в учебном пособии.
Большинство преподавателей в целом хорошо усвоили основные правила конструирования заданий в тестовой форме. Но мало создать хорошие тестовые задания, надо, чтобы студенты активно использовали их в процессе самостоятельной работы. И в этом нам может помочь система оценки знаний при помощи онлайн-тестирования.
Авторы [3, 4] отмечают следующие положительные стороны использования системы онлайн-тестирования:
  • экономия времени, затрачиваемого на создание теста: преподаватель один раз заносит вопросы тестового задания в базу, а затем многократно использует тест в разных учебных группах, в разных занятиях и в разных курсах;
  • сокращение времени реализации обратной связи: обработка результатов простых форм тестирования может быть выполнена гораздо быстрее, чем вручную, то есть обратная связь реализуется практически в режиме "реального времени";
  • упрощение ведения протокола тестирования: можно хранить больше протоколов тестирования, находить нужные много быстрее и осуществлять поиск по гораздо более сложным критериям, чем при работе с "бумажными" аналогами;
  • большее удобство в доступе: студенты могут получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при необходимости) любое количество раз.
Справедливости ради следует сказать, что системы онлайн-тестирования в ряде случаев вызывают нарекания педагогов. Помимо общих ограничений, присущих тестированию как методу контроля знаний [3], использование компьютерных тестов имеет ряд очевидных минусов [4]:
  • сложность охвата всего спектра вопросов по конкретному предмету;
  • большая трудоемкость при заполнении базы вопросов и вариантов ответов на начальном этапе;
  • проблемы, связанные с контролем процесса прохождения теста студентом.
Естественно, эти отрицательные моменты следует учитывать в работе и по возможности минимизировать их влияние.
Наша кафедра имеет положительный опыт организации и проведения тренировочного онлайн-тестирования перед курсовым экзаменом в 2006-2008 годах при помощи Интернет-сервиса "Личный кабинет преподавателя", разработанного Центром "Гуманитарные технологии" в МГУ под руководством профессора А.Г.Шмелева [2]. Доступ к тренировочным тестам различного уровня сложности был открыт для всех желающих. Прохождение предварительного тестирования в режиме онлайн в тот период позволило студентам лучше подготовиться к итоговому тестированию, являющемуся одним из этапов экзамена, и в ряде случаев претендовать на более высокую экзаменационную оценку.
Начиная с сентября 2010 года, на портале ЯГМА функционирует Центр дистанционного обучения для студентов http://www.yma.ac.ru/dlstud/ на базе системы дистанционного обучения (СДО) eFront, причем возможности этого центра до настоящего времени используются явно недостаточно. Между тем СДО eFront позволяет разрабатывать различные учебные материалы, в том числе предоставляет несложный способ создания новых тестовых заданий, из которых преподаватель может конструировать полноценные и сложные тесты для контроля процесса обучения [1].
Чтобы создать новый тест, преподаватель должен сначала создать набор тестовых заданий, можно использовать и существующие тестовые задания.
СДО eFront поддерживает следующие типы заданий: множественный выбор с одним или несколькими правильными ответами, установление соответствия, заполнение пропусков, определение истинности или ложности высказывания, введение ответа с клавиатуры, перетаскивание блоков с помощью мыши.
Преподаватель может установить различный вес (значимость) для каждого задания и его сложность, соотношение различных типов заданий в тесте, и количество заданий, используемых для контроля усвоения каждого раздела темы.
Преподаватель может также задать продолжительность теста в минутах, количество повторов, проходной уровень, способ подачи теста: показывать задания одно за другим или все задания сразу, можно установить, показывать или нет студентам правильные ответы, перемешивание заданий теста и ответов в самих заданиях, количество заданий, извлекаемых случайным образом из базы данных. Последняя возможность позволяет (при наличии большого банка заданий) сформировать каждый раз практически уникальный тест.
Система eFront имеет сертифицированную поддержку формата SCORM: преподаватель может экспортировать материал урока в формат SCORM из другой СДО и импортировать данные в таком формате в eFront (или наоборот).
Преподаватель имеет возможность в системе eFront отслеживать успеваемость студентов, ход изучения учебных материалов и прохождение тестового контроля. Система генерирует отчеты по отдельному пользователю, по занятиям, по тестам и по курсу в целом. Отчеты могут быть экспортированы в формат XLS или PDF.
В качестве примера можно привести работу студентов 2 курса фармацевтического факультета в курсе "Избранные вопросы биохимии". Студенты изучают теоретический материал и проходят электронное тестирование по каждой теме курса, которые совпадают с тематикой очных занятий.
Данные, представленные в отчетах, показывают, что сформировалась устойчивая группа студентов, которая регулярно использует материалы курса и проходит предварительный тестовый контроль в процессе подготовки к практическим занятиям. Анализ текущей успеваемости показывает, что именно эти студенты являются более успешными и по результатам текущего и рубежного контроля.
Резюмируя сказанное, вношу следующие предложения:
  1. Задания в тестовой форме, созданные преподавателями ЯГМА и прошедшие рецензирование, размещать в СДО eFront на портале ЯГМА с целью использования для самопроверки знаний студентов в режиме онлайн.
  2. Целесообразно организовать обучение преподавателей в среде eFront в рамках циклов повышения квалификации или курса "Преподаватель высшей школы".
Литература
[1] eFront.Руководство преподавателя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.abbris.ru/efront/docs/eFront_ProfessorGuide_ru.pdf
[2] Ершиков С.М. Опыт использования Интернет-сервиса «Личный кабинет экзаменатора» для анализа результатов тестирования и совершенствования методов тестового контроля знаний // Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб.трудов. Вып.12. – Воронеж: «Научная книга», 2007. – С. 18 – 20.Электронная версия сборника  ftp://ftp.sbook.ru/spi-archives/spi20071.RAR
[3] Место тестов в среде дистанционного обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dl.nw.ru/practice/course_design/testing/goals/index.shtml
[4] Юдалевич Н. В. Использование автоматизированных систем тестирования при работе со студентами // Ярославский педагогический вестник. –  2010. – №2. – С.163 – 166. Электронная версия статьи http://vestnik.yspu.org/releases/2010_2bg/36.pdf
Презентация выступления