суббота, 30 ноября 2013 г.

Symbaloo и Netvibes: агрегируем ресурсы

Сегодняшнее сообщение посвящено ещё двум Интернет-сервисам, собирающим информацию из новостных лент, блогов, социальных медиа, и размещающим её на одной странице. Это позволяет пользователям, активно работающим с сетевыми ресурсами, оперативно получать самую свежую информацию и быть в курсе всех последних новостей у своих знакомых и коллег по сетевым сообществам. 
Агрегатор Symbaloo (http://www.symbaloo.com/) имеет оригинальный дизайн, напоминающий стену, выложенную кафельной плиткой. Каждая такая плитка представляет собой ссылку на определённый ресурс (или RSS-поток), и её можно украсить логотипом данного ресурса. Каталог ссылок, размещённый на одной вкладке сервиса, называется вебмиксом. Можно создать любое количество вебмиксов самому или воспользоваться уже готовыми, созданными другими пользователями. Таким образом, сервис может быть использован также в качестве менеджера закладок. Ещё одна интересная функция Symbaloo - возможность создать собственный каталог контактной информации, то есть своеобразную записную книжку.
С Symbaloo можно работать без регистрации, но если планируется пользоваться сервисом с разных компьютеров, следует обзавестить аккаунтом. Регистрация в Symbaloo — бесплатна. 
Вот как выглядит мой стартовый вебмикс, содержащий помимо информеров, ссылок на почтовые ящики и социальные сети, также ссылки на инструменты, используемые в курсе "Куратор содержания":
Агрегатор Netvibes http://www.netvibes.com/ позволяет создать настраиваемую домашнюю страницу в Интернете. 
Сервис работает в режиме онлайн-конструктора. На странице (рабочем столе) можно создать несколько тематических вкладок. Существует большое количество виджетов на любой вкус, которые можно в различных сочетаниях размещать на рабочих столах. Имеются виджеты поисковых систем, почтовых сервисов, социальных сетей (Твиттер, Фейсбук), погодные информеры, новостные ленты, веб-радио, карты Google, заметки и многое другое. Я пользуюсь сервисом Netvibes уже сравнительно давно, он позволяет отслеживать информацию на регулярно обновляемых ресурсах (новости, сообщения в блогах). Интересной возможностью сервиса является предварительный просмотр новых сообщений непосредственно на рабочем столе. 
В ходе выполнения заданий курса "куратор содержания-2" в моём агрегаторе Netvibes появилась публичная страница, куда были собраны ссылки на наиболее интересные ресурсы с моих частных страниц (на рисунке - одна из вкладок этой страницы). 
Эти два агрегатора ресурсов представляют собой достойную замену ушедшему недавно в небытие сервису iGoogle.

среда, 27 ноября 2013 г.

Pinterest'ная штучка

Аккаунт в Pinterest у меня уже был (зарегистрировался через Фейсбук), но этим сервисом я до сих пор активно не пользовался. Видимо, настало время поплотнее познакомиться с этим инструментом.
Pinterest - это не просто интернет-сервис, позволяющий коллекционировать картинки ("pins") и формировать из них альбомы ("boards"), но и активно развивающаяся социальная сеть, популярная среди коллекционеров, дизайнеров, турагентов. Пользователи Pinterest имеют возможность следовать за другими людьми, делиться с ними своими находками (делать "repin"), комментировать, публиковаться в Твиттере и Фейсбуке. 
В браузере Google Chrome имеется расширение Pin It - удобное средство работы с Pinterest. После установки этого расширения на панели инструментов появляется пиктограмма. При нажатии кнопкой мыши на пиктограмму открывается окно, содержащее все изображения с текущей страницы. При наведении курсора мыши на нужную картинку возникает кнопка Pin It!, при нажатии на которую "пин" моментально отправляется в выбранный альбом. Помимо изображений из сети, в альбомы можно добавлять и оригинальные картинки и фотографии. 
Чем Pinterest может быть полезен в моей работе? Как известно, "одна картинка стоит тысячи слов". Использование иллюстративного материала в лекционных презентациях и на страницах дистанционного курса позволяет представить учебную информацию в ёмкой, концентрированной форме, а обращение к студенту прокомментировать своими словами изображённое на данном рисунке или схеме способствует лучшему усвоению материала. А добавление иллюстраций к сообщениям, публикуемым в блогах, делает эти блоги более привлекательными и способствует повышению их популярности.
Интересно, что этот сервер может работать и как менеджер закладок, поскольку вместе с изображением сохраняется и адрес страницы, с которой оно было взято. Это позволяет по мере необходимости возвращаться на исходную страницу (а не появилось ли на этом сайте что-нибудь новенькое?) и указывать источник изображения при его публикации на своём сайте или в блоге. 
На сегодняшний день мною созданы в Pinterest три альбома: "Медицинская биохимия" (http://www.pinterest.com/ershikovsm/medical-biochemistry/), 
"Медицина и электронное обучение - с улыбкой" (http://www.pinterest.com/ershikovsm/medicine-and-elearning-with-humor/). 
В дальнейшем эти альбомы будут пополняться новыми изображениями, а само число этих альбомов увеличиваться.

среда, 20 ноября 2013 г.

А где вы храните свои Интернет-закладки?


При работе с Интернетом возникает необходимость время от времени возвращаться на ранее просмотренные страницы. Чтобы не тратить время на их повторный поиск, в любом браузере существует каталог для хранения закладок и возможность их сортировки по отдельным папкам. Главное неудобство этого сервиса заключается в том, что все ссылки хранятся на локальной машине, и при переходе на другой компьютер или переустановке операционной системы сбор закладок приходится начинать с нуля. Но с появлением технологии Web 2.0 уже не обязательно хранить свои закладки в браузере! Для этого существуют облачные хранилища - Delicious, Memori.ru, bobrdobr.ru и другие. Одним из таких сервисов является Diigo (https://www.diigo.com/index). 

Это странное название расшифровывается как Digest of Internet Information, Groups and Other stuff (сборник информации Интернета, группы и другие материалы). 
Моё знакомство с Diigo началось два года назад, с участия в курсе "Дистанционное обучение от А до Я" и с новой силой возобновилось в текущем курсе "Куратор содержания-2". В моей библиотеке 260 закладок, для категоризации которых используется в общей сложности 387 тэгов, у меня 3 читателя (надеюсь, что теперь их будет больше!), участвую в 3 группах. 
Меня привлекает в Diigo не только возможность доступа к своим закладкам с любого компьютера, которым я пользуюсь, но и возможность давать краткую аннотацию содержания страницы, комментировать, отмечать подсветкой наиболее интересные места страницы. Можно хранить не только веб-страницы, но и изображения. Если на странице имеются комментарии других пользователей Diigo, то при сохранении её в закладках эти комментарии можно увидеть и прочитать. Diigo интегрирован с Твиттером и другими социальными сервисами, совместим с основными Интернет-браузерами. Единственное, что напрягает, это отсутствие русскоязычного интерфейса, но это не самый большой недостаток. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что Diigo является очень полезным и удобным инструментом куратора содержания для работы по поиску и сбору информации, организации совместных исследований.

вторник, 19 ноября 2013 г.

Работа с изданиями по медицинской биохимии, находящимися в ресурсах открытого доступа. Наукометрические базы данных

На этой неделе продолжаем разговор об открытых Интернет-ресурсах по медицинской биохимии. На сей раз речь пойдёт о научных книгах и журналах, находящихся в открытом доступе и наукометрических исследованиях. 
1. Знакомство с коллекциями информационных ресурсов. 
В каталоге «Электронных ресурсов» Государственной публичной научно-технической библиотеки России по запросу "Медицинская биохимия" (тематика поиска - "медицина и здравоохранение") найдено 32 журнала, из которых только один (Nucleic Acids Research) доступен в Интернете (http://nar.oxfordjournals.org/), к остальным доступ только из компьютерного зала ГПНТБ России или нет доступа вообще. 
2. Поиск статей, журналов или книг по медицинской биохимии в ресурсах открытого доступа.
DOAJ (http://www.doaj.org/doaj?uiLanguage=en) - Директория Открытого Доступа к Журналам - является сервисом, обеспечивающим доступ к бесплатным полнотекстовым научным рецензированным журналам по различным категориям, на многих языках. 

Запрос по ключевому термину "medical biochemistry" выдал сразу несколько находок, касающихся преподавания биохимии в медицинском вузе:
Recall Knowledge of Biochemistry for Interns after Graduation from Medical Schools (Выживаемость знаний по биохимии у интернов после окончания медицинской школы)
Authors: Muaawia Ahmed Hamza; Ahmed El Tahir Idris; Asma Almohanna; Abdulaziz AlKabaa et al.
Journal: International Journal of Bioscience, Biochemistry and Bioinformatics ISSN/EISSN: 20103638
Year: 2013 Volume: 3 Issue: 1 Pages: 16-19 DOI: 10.7763/IJBBB.2013.V3.155
Publisher: IACSIT Press
Student participation in curriculum designing and evaluation in clinical Biochemistry (Участие студентов в проектировании и оценке учебной программы в области клинической биохимии)
Author: Ganesh Draupad Ghuge
Journal: International Journal of Biomedical and Advance Research ISSN/EISSN: 22293809
Year: 2013 Volume: 4 Issue: 1 Pages: 1-3 DOI: 10.7439/ijbar.v4i1.894
Publisher: Scholar Science Journals
Praktisch prüfen in Biochemie: was und wie?  (Практический экзамен по биохимии: что и как?)
Authors: Vocke, Nils-Daniel; Zwinger, Matthias; Koolman, Jan
Journal: GMS Zeitschrift für Medizinische Ausbildung ISSN/EISSN: 18607446 18603572
Year: 2005 Volume: 22 Issue: 3 Pages: Doc57
Publisher: German Medical Science, Düsseldorf
Evaluation von multimedialen e-Lernkursen zur Vorbereitung auf ein biochemisches Praktikum (Оценка мультимедийных электронных курсов для подготовки к биохимическому практикуму).
Authors: Rost, Birgit; Koolman, Jan
Journal: GMS Zeitschrift für Medizinische Ausbildung ISSN/EISSN: 18607446 18603572
Year: 2009 Volume: 26 Issue: 1 Pages: Doc11 DOI: 10.3205/zma000603
Publisher: German Medical Science, Düsseldorf
InTech (http://www.intechopen.com/) - крупнейшее в мире издательство книг открытого доступа, относящихся к различным областям науки, технологии и медицины. 
Поиск на сайте Intech по направлению "Biochemistry, Genetics and Molecular Biology" выявил 89 книг и 1 журнал, ряд которых представляет интерес с точки зрения медицинской биохимии.
3. Могут ли ресурсы открытого доступа стать альтернативой закрытых подписных электронных баз данных? Затрудняюсь ответить на этот вопрос, так как не являюсь подписчиком закрытых электронных БД. Но в любом случае результативность поиска будет зависеть от умения грамотно сформулировать запрос к базе данных. 
4. Определение наиболее рейтинговых журналов в области клинической биохимии. 
Наукометрия, согласно определению, - это область знания, занимающаяся изучением науки статистическими исследованиями структуры и динамики научной деятельности. На основании ряда количественных и качественных показателей научных публикаций рассчитываются рейтинги научных журналов, индексы публикационной активности научных организаций и отдельных учёных. 
SCImago Journal & Country Rank (SJR)- это портал, который представляет научные показатели по журналам и странам. Публикует рейтинги публикационной активности и статистику цитирования журналов на основе информации, содержащейся в базе данных Scopus (Elsevier BV). Показатели SJR могут быть использованы для оценки и анализа различных научных областей. Итак, смотрим рейтинг научных журналов по направлению "клиническая биохимия" за 2012 год по версии SJR:
Список включает 97 научных изданий и возглавляет его журнал Acta Crystallographica Section D: Biological Crystallography (Великобритания). Для сравнения, список российских рейтинговых научных журналов по клинической биохимии содержит 3 наименования и выглядит так:
Интересным разделом портала SJR является Map Generator, позволяющий построить карту наук по данным сети кросс-цитирования. 
Как видим, центральное положение на данной карте занимает комплекс наук биохимия - молекулярная биология - генетика, имеющий наибольшее количество связей с другими направлениями. 
5. Создание профиля "Мои цитаты" в сервисе Google Академия 
Мои публикации в Интернете имеются, поэтому было интересно посмотреть, кто ссылается на мои работы. После заполнения регистрационной формы был произведён поиск публикаций. Их обнаружилось всего пять. 
На самом деле их несколько больше))). Алгоритм поиска какой-то несовершенный. Пришлось некоторые статьи добавлять вручную.
6. Поиск в базе данных ResearcherID. 
ResearcherID - это бесплатный ресурс, позволяющий создавать персональный профиль исследователя, формировать список собственных публикаций, осуществлять поиск ученых или групп авторов по интересующей теме исследования. 
Проведём поиск исследователей, специализирующихся на  проблемах медицинской биохимии. Поиск по ключевым словам "medic* biochem*", увы, не дал никаких результатов. Чуть изменим запрос. Посмотрим, какая ситуация в соседней области - медицинской химии. 
Ключевой термин "medicinal chemistry" относится к сотне наиболее часто встречающихся в базе данных ResearcherID. Поиск по этому ключевому слову позволил выявить 184 исследователя из разных стран. Посмотрим, как распределяется география этих исследований. Нажмём на кнопку "Map These" и получаем такую картинку:
Таким образом, лидерство в данной области принадлежит Соединённым Штатам (23 исследователя). Что ж, не удивительно. Интересно только сравнительно небольшое число людей, занимающихся данной проблемой. Видимо, эти данные неполные и база ResearcherID ещё пока формируется.

вторник, 12 ноября 2013 г.

"Слоны - животные полезные" (заметка об Evernote)

Моё знакомство с Evernote состоялось в августе прошлого года, когда я завёл себе аккаунт в этом сервисе. С тех пор я использую его в трёх различных вариантах. Во-первых, программа-клиент на жёстком диске моего компьютера. Во-вторых, расширение Evernote Web Clipper для браузера Google Chrome. В-третьих, приложение Evernote для Android у меня на смартфоне. Эти три "слоника" выполняют нелёгкую работу по сохранению и синхронизации информации, скопированной из Интернета.
Что мне нравится в этом сервисе? Прежде всего, простота создания заметок, как собственноручных, так и путём копирования веб-страниц (или их фрагментов) из Интернета. В заметке сохраняется адрес страницы, с которой скопирована информация, что даёт возможность в дальнейшем при необходимости вернуться к исходному материалу. Заметки можно редактировать, снабжать метками, которые позволяют быстро находить материалы на нужную тему, переносить из блокнота в блокнот, выводить на печать. Содержимое заметок может быть отправлено по почте, опубликовано в социальных сетях. Заметки могут быть не только текстовые, но и графические и аудиовизуальные.  Любой фрагмент заметки, в том числе содержащий изображения, можно закрыть паролем. Лёгким движением руки информация может быть синхронизирована на всех устройствах.
К тому же этот сервис бесплатный (есть, конечно, и платная (Премиум) версия с расширенными возможностями), имеется поддержка русского языка. Подходит для сбора большого количества материалов на различные темы для последующей систематизации.
В рамках курса "Куратор содержания-2" создан новый блокнот "Медицинская биохимия", куда были перенесены несколько статей на данную тему. Доступ к заметкам блокнота открыт, вот ссылка

пятница, 8 ноября 2013 г.

“Как пройти в библиотеку?”

Этой фразой из легендарного фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» мне хотелось бы начать сообщение третьей недели курса «Куратор содержания – 2», посвящённое работе с библиотечными ресурсами.
Библиотеки с древних времён служили бесценными сокровищницами знаний. В нашем XXI веке изменения, связанные с развитием информационных технологий, коснулись и такой сферы деятельности человека, как библиотечное дело. Наряду с библиотеками в традиционном смысле слова, появились электронные библиотеки, умение пользоваться которыми составляет важную часть работы куратора контента. Итак, как пройти в электронную библиотеку?
1. На Интернет-порталах многих высших учебных заведений имеются свои электронные научные библиотеки. Такая библиотека существует и на сайте нашей Ярославской государственной медицинской академии. Для поиска литературы в электронных каталогах библиотеки установлена автоматическая информационная система Буки-Next.
Проведём поиск литературы по биохимии в каталоге. Для этого в строку заглавия вводим “биохим” (чтобы использовать для поиска все словоформы). Получаем следующий список:
Нажав на иконку , можно просмотреть полный текст источника.
2. Среди продуктов компании Google имеется сервис Google Books – крупнейшая электронная библиотека в Интернете (свыше 10 миллионов книг). Сервис позволяет найти в сети нужную книгу и (если на неё не распространяются авторские права) просмотреть или загрузить PDF-версию. Можно также написать отзыв на книгу или купить её в онлайн-магазинах (Bolero, Ozon и др.), а также электронную версию в приложении Google Play. В разделе "Моя библиотека" на Google Books можно создать книжную полку, где разместить найденные и просмотренные книги по определённой тематике.
В качестве примера можно привести содержимое книжной полки "Medical Biochemistry", на которой размещены следующие источники по медицинской биохимии:
3. Крупнейшим российским информационным порталом в области науки, технологии, медицины и образования, является научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, содержащий рефераты и полные тексты более 18 млн научных статей и публикаций. В электронной библиотеке eLIBRARU.RU я зарегистрирован уже довольно давно и регулярно провожу поиск материалов на интересующую меня тематику. В этой системе существует возможность сохранять результаты поисковых запросов, создавать подборки публикаций и журналов. Одной из таких подборок является подборка статей на тему "Преподавание биохимии в медицинском вузе", в которую входят следующие статьи с открытым доступом к полному тексту http://elibrary.ru/itembox_items.asp?id=326880 (см. скриншот)
4. а) Академия Google (http://scholar.google.com.ru) является поисковой системой по научным публикациям на разных языках (в том числе русском). Академия Google индексирует научно-образовательные материалы с открытым бесплатным доступом, а также позволяют авторам следить за цитированием своих статей. В поисковой системе Академия Google по запросу "медицинская биохимия" были найдены следующие источники:
1) Кольман Я., Рём К.Г. Наглядная биохимия http://www.vixri.ru/?p=5033
Рассмотрены биохимически важные химические соединения, их строение и свойства, основные процессы с их участием, а также механизмы и биохимия важнейших процессов в живой природе.
2) Граник В. Г. Основы медицинской химии. http://www.nehudlit.ru/books/detail8610.html
Учебное пособие, предназначенное для студентов-медиков, посвящено рассмотрению вопросов фармакокинетики и фармакодинамики, хотя и в несколько сокращенном и более приспособленном для понимания объеме.
3) Лукашевич И.П., Савина М.И., Иванова Г.И. Справочно-обучающая система для интерпретации биохимических данных // Информационные процессы, Том 5, № 5, 2005, стр. 392-399. http://jip.ru/2005/392-399.pdf
Работа посвящена созданию структурно-организованного справочника, который позволяет не только найти нужную информациию, но и проинтерпретировать ее на содержательном уровне. Основной задачей на данном этапе является разработка методов представления профессиональных знаний, позволяющих уменьшить объем передаваемых знаний, повысив при этом их информативность.
б) Компания Microsoft также разработала поисковый ресурс наподобие Google Академия. Экспериментальный исследовательский сервис Microsoft Academic Search осуществляет полнотекстовый поиск по академическим журналам и публикациям конференций. На данный момент проиндексировано более трех миллионов статей и докладов. Сервис расположен по адресу: http://academic.research.microsoft.com и не требует логина, пароля или оплаты.
Поиск по ключевому термину "Medical biochemistry" (области поиска - "Biology", "Chemistry", "Medicine") за последние 10 лет (since 2003) выдал в общей сложности 7188 источников в области химии, 5057 - в области биологии и 1919 - в области медицины (всего 9498 публикаций). Наиболее релевантными являются следующие:
1) The use of multiple tools for teaching medical biochemistry
Alexandre B. Se, Renato M. Passos, A. H. Ono, M. Hermes-Lima
Journal: Advances in Physiology Education - ADV PHYSIOL EDUC , vol. 32, no. 1, pp. 38-46, 2008
2) Metabolic Syndrome and Low-Carbohydrate Ketogenic Diets in the Medical School Biochemistry Curriculum
Richard D. Feinman, Mary Makowske
Journal: Metabolic Syndrome and Related Disorders - METAB SYNDR RELAT DISORD , vol. 1, no. 3, pp. 189-197, 2003
3) Unusual clustering of coefficients of variation in published articles from a medical biochemistry department in India
Mark L. Hudes, Joyce C. McCann, Bruce N. Ames
Journal: Faseb Journal - FASEB J , vol. 23, no. 3, pp. 689-703, 2009
Для каждой из найденных статей приводится список цитируемой литературы, а также список источников, в которых цитируется данная статья.
Динамика цитирований статьи по годам отображается в виде графика:
Умение пользоваться этими и другими ресурсами Интернета позволяет научному работнику эффективно находить качественные публикации по теме своего исследования.

среда, 6 ноября 2013 г.

Scoop.it и Rebelmouse - рабочие инструменты куратора содержания

На прошедшей неделе продолжилось моё знакомство с инструментами работы куратора контента. На этот раз подошла очередь сервисов Scoop.it и Rebelmouse.
На Scoop.it зарегистрировался с помощью своего аккаунта в Фейсбуке. При регистрации меня попросили указать направление курирования содержания (Teaching Biochemistry in Medical Education, MedBioChemEducation) и определить несколько ключевых слов, по которым будет проводиться поиск публикаций по заданному направлению (medical education, elearning, biochemistry, bioorganic chemistry). После нажатия на кнопку Create a Topic появилась пустая страница, которую предстояло наполнить содержанием. Для облегчения этой задачи сервис предложил список более чем из 100 статей, отобранных по ключевым словам. Некоторые из них показались мне интересными и я сделал на них ссылки на своей странице. Кроме того, с помощью строки поиска нашел несколько топиков на тематику, сходную с моей, и перепостил некоторые публикации оттуда. Затем настроил внешний вид страницы, добавил картинку, сделал сообщения в Твиттере и Фейсбуке.

Первое впечатление: сервис более интересный и функциональный по сравнению с Paper.li.
Имеется больше возможностей для управления материалами страницы: можно создавать топики, посвящённые разным проблемам и аккумулировать в них материалы из различных источников, можно комментировать сообщения, удалять, перемещать, можно создавать заметки не на основе публикаций в Интернете. Другой особенностью сервиса является его тесная интеграция с социальными сетями: любой из материалов в один клик можно опубликовать, например, в Твиттере или Фейсбуке и довести до сведения большого числа подписчиков.
RebelMouse - это сравнительно новый (выпущен в июне 2012 года) агрегатор контента социальных сетей. Название переводится как "мятежная мышь" (смысл этого названия я так и не смог расшифровать). Если Paper.li - это личная газета, а Scoop.it можно сравнить с журналом, то Rebelmouse - это настоящее личное издательство!
Зарегистрироваться на Rebelmouse можно используя аккаунт в одной из социальных сетей (я снова использовал свою учётную запись в Фейсбуке). Затем подключил свои аккаунты в Твиттере, Google+, LinkedIn. После этого RebelMouse сгенерировал мою страничку eLearning in Medical Biochemistry (https://www.rebelmouse.com/ershikovsm/), куда извлёк из глубин Интернета большую часть сообщений по биохимии и электронному обучению, которые были созданы мной в этих социальных сетях.

Эти сообщения расположились в отдельных блоках на пяти вкладках. Первая слева ("Drafts", т.е. "Черновики") скрыта от посторонних глаз, за ней следует "Home", которая является основной, где находятся самые свежие сообщения, далее идут, насколько я понял, тематические подборки: "didaktorru" - мои ссылки на блог "Дидактор.ру" http://didaktor.ru/ (автор - Георгий Осипович Аствацатуров), посвящённый дидактике и педагогической технике; "youtubecom" - мои ссылки на видеоресурсы; "ershikovsm" - мои твиты. Каждый блок с сообщением содержит небольшое меню, пункты которого позволяют просмотреть статистику просмотров, редактировать, перемещать, "замораживать" или полностью удалять данное сообщение. Названия и количество вкладок, а также их видимость можно изменять в режиме редактирования.
На мой взгляд, очень ценной особенностью данного сервиса является доступ к сообщениям в социальных сетях, сделанным много месяцев назад (ленты Твиттера и Фейсбука, как известно, отличаются «короткой памятью»).
Подводя итог второй недели обучения на курсе «Куратор содержания-2», можно отметить следующее:
  • понимание специфики работы куратора содержания уточнено и расширено;
  • определено понятие и отработана методика поиска открытых образовательных ресурсов по выбранному направлению курирования;
  • арсенал инструментов куратора контента пополнился двумя новыми полезными сервисами.

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Открытые образовательные ресурсы по биохимии

Согласно определению ЮНЕСКО, под открытыми образовательными ресурсами (ООР) понимают учебные и научные ресурсы,существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами. Открытые образовательные ресурсы могут включать в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тексты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
В мировой практике основным механизмом регулирования доступа к ООР является использование лицензий Creative Commons, которые основаны на авторском праве и позволяют авторам и правообладателям сообщить общественности, от каких прав на свои произведения они хотели бы отказаться, а какие права они оставляют за собой (http://creativecommons.org/). Пример такой лицензии вы можете увидеть в верхней части правой колонки на данной странице. К сожалению, в России количество ресурсов, на которых имеются чёткие указания на лицензии Creative Commons, пока не очень велико, но оно постоянно растёт.
В данном обзоре приводятся примеры зарубежных и отечественных ООР, которые могут представлять интерес для изучающих биохимию.
Среди зарубежных ресурсов следует в первую очередь отметить проект Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) - OpenCourseWare (OCW), http://ocw.mit.edu/index.htm. Здесь публикуются высококачественные учебные материалы для университетов и колледжей. Эти материалы организованы в виде учебных курсов и часто включают наряду с тематическим содержанием инструменты планирования и оценочные средства.
Поиск на портале http://www.ocwconsortium.org/ по запросу “biochemistry” выдал 22 ресурса, наиболее релевантными из которых являются три следующие:
Рассматриваются инструменты и аналитические методы, используемые биохимиками для решения биологических проблем.
Рассматриваются современные методы биохимического исследования.
Biochemistry and Pharmacology of Synaptic Transmission
Рассматриваются биохимические и фармакологические основы процессов нейротрансмиссии – передачи сигналов через нервные синапсы.
Все материалы учебных курсов имеют лицензию Creative Commons BY-NC-SA
Проект OER Commons (www.oercommons.org) – сеть, объединяющая ООР со всего мира.
Поиск по ключевому слову выдал названия 179 ресурсов, в той или иной степени связанных с биохимией. Из них для использования в системе высшего и последипломного образования рассчитаны 44, в том числе 2 полных курса, 38 видеолекций, 4 презентации.
Пример курса:
Cells and Tissues.
Разработчик: Мичиганский университет. Курс посвящён  биохимическим основам структуры и функционирования клеток. Имеется лицензия Creative Commons.
Пример видеолекции:
HIV life cycle
Разработчик: Howard Hughes Medical Institut.
О том, как вирус иммунодефицита человека проникает в клетку макроорганизма и использует её ресурсы для своего размножения.
Пример презентации
Molecular Structure of Fat
Разработчик: Howard Hughes Medical Institut.
О том, как устроена и как функционирует жировая ткань и как отражается её состояние на здоровье человека.
Переходим к российским образовательным ресурсам. Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru) - образовательный интернет-проект, объединяющий в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.
Смотрим в каталоге раздел «Профессиональное образование» и идём по ссылке «Медицинское и фармацевтическое образование». Набираем в строке поиска «биохимия», и рубрике «Аудитория» выбираем «Учащийся», нажимаем кнопку и смотрим результат. Система выдала 20 ссылок, из которых 8 относится к категории «Учебно-методические материалы», 4 – к категории «Учебные программы», 3 – «Руководства, учебники и учебные пособия», 2 – контрольные вопросы, и по одному – к категориям «Лекции», «Лабораторный практикум» и «Тематическая продборка». Вот пример карточки ресурса.
Учебные курсы, видеоматериалы и презентации не представлены, сведения о лицензии отсутствуют. Таким образом, все имеющиеся материалы представляют собой электронные версии своих бумажных аналогов.
Наряду с централизованными репозитариями, источниками ООР для высшего образования могут служить сайты вузов, факультетов, кафедр, персональные страницы преподавателей. Так, на сайте Первого Московского медицинского университета имени И.М.Сеченова имеется довольно большая коллекция графических и видеоматериалов http://heal.edutest.ru/ не только по биохимии, но и по другим медицинским дисциплинам.

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Куратор содержания – кто он?

В моём понимании куратор содержания - это специалист, способный аккумулировать качественный контент и умеющий доводить его до сведения потребителей (читателей, слушателей, зрителей) в ясной и доходчивой форме. Работа куратора содержания должна включать следующие основные этапы.
Во-первых, нужно определить цель работы и направление (тематику) исследования. Далее следует провести поиск и сбор информации из новостных лент, веб-сайтов, блогов, социальных сетей и других ресурсов. Для этого куратор содержания должен владеть набором инструментов, позволяющих эффективно получить такую информацию.
Во-вторых, необходимо осмыслить полученную информацию. Это наиболее важный этап. Куратор содержания должен обладать определённым багажом знаний по выбранному направлению и навыками критического мышления, чтобы выделить из всего потока наиболее важную и достоверную информацию, отсеять шум, исключить малозначащие и непроверенные факты и суждения. На этом этапе первоначальный объем информации существенно сокращается.
В-третьих, следует довести полученные результаты работы до целевой аудитории в структурированном и систематизированнном виде.
Эти основные этапы работы куратора содержания: Seek (Искать) – Sense (Осмыслить) – Share (Поделиться) могут быть графически представлены в виде следующей схемы (http://blog.edynco.com/instructional-design/content-curation-in-education/):


В заключение следует отметить, что навыки курирования содержания важны не только в работе преподавателей, но и врачей. По мере увеличения числа медицинских онлайн-ресурсов и людей, нуждающихся в медицинской информации, возникает потребность в специалистах, способных предоставлять качественную электронную  информацию как для медицинских работников так и для пациентов (http://tedxnijmegen.nl/2013/04/bertalan-mesko/).