вторник, 22 мая 2012 г.

Разработка новой версии дистанционного курса по биохимии

(мой доклад на заключительной конференции)
презентация
Необходимость задействовать в дистанционном обучении весь арсенал имеющихся в настоящее время средств заставляет разработчиков создавать новые версии курсов, используя при этом более современные системы дистанционного обучения (СДО). В данном сообщении описывается опыт переноса дистанционного курса "Избранные вопросы биохимии" из среды "Веб-класс ХПИ" в СДО eFront.
Целью работы является сравнение возможностей СДО «Веб-класс ХПИ» и eFront, описание проблем, возникающих при переносе дистанционного курса "Избранные вопросы биохимии" из одной системы в другую, изучение использования сервисов Web 2.0 в дистанционном курсе.
Первая версия виртуальной учебной среды "Веб-класс ХПИ" была разработана ещё в рамках предыдущей парадигмы дистанционного обучения. В течение многих лет эта среда успешно применялась для создания дистанционных курсов, некоторые из которых функционируют до сих пор [1].
Разработка дистанционного курса для поддержки очных занятий на кафедры биохимии ЯГМА была начата автором этой статьи в апреле 2007 года в ходе прохождения курса "Создаем дистанционный курс дистанционно" под руководством Н.В.Савченко. Первоначально курс назывался "Основы медицинской энзимологии" и включал 6 тем (30 информационных блоков) [2]. В дальнейшем курс перерос чисто энзимологическую тематику, был дополнен рядом занятий из других разделов и получил новое название «Избранные вопросы биохимии». По состоянию на декабрь 2010 года курс охватывает все разделы курса биохимии, изучаемые в осеннем семестре (16 тем), этапы его прохождения синхронизированы с аудиторными занятиями, так что его материалы могут быть использованы студентами для самоподготовки [3]. Каждая тема включает 5 – 6 информационных блоков, в курсе организовано 6 тематических форумов, 4 чата. Возможности среды «Веб-класс ХПИ» были использованы в курсе практически полностью.
Начиная с сентября 2010 года на сервере ЯГМА функционирует портал для студентов "Центр дистанционного образования" (http://gw.yma.ac.ru/dlstud/) на базе СДО eFront. Разработчиком этой системы является греческая компания Epignosis Ltd (http://www.efrontlearning.net/company/about-us.html), в России поддержку этой СДО осуществляет компания АББРИС (http://www.abbris.ru/). СДО eFront может быть развёрнута как в ОС Windows, так и Unix-подобных операционных системах, она использует в работе веб-сервер Apache, СУБД MySQL, скриптовой язык PHP (для «Веб-класс ХПИ» соответственно - IIS, Access, ASP-технология). СДО eFront существует в трех вариантах. Из них два (eFront Educational и eFront Enterprise) являются коммерческими, третий - Community Edition распространяется свободно с открытым исходным кодом и является полнофункциональной СДО, способной удовлетворять практически все потребности образовательных учреждений.
eFront является СДО нового поколения, сочетающей в себе функции систем управления обучением (LMS - Learning Management System) и систем управления и создания учебных материалов (LCMS - Learning Content Management System). Использование технологии AJAX минимизирует количество данных, передаваемых между сервером и браузером, что повышает скорость работы пользователя с eFront по сравнению с другими системами. По данным литературы [4], для авторизации пользователя в СДО eFront требуется примерно в 3 раза меньше времени, чем для совершения той же самой операции в СДО Moodle.
Интерфейс eFront напоминает сайты социальных сетей, активно использует пиктограммы и цветовые акценты с минимальным количеством всплывающих окон. Использование решений Web 2.0 позволяет СДО eFront лучше адаптироваться к потребностям и ожиданиям современных учащихся.
В настоящее время eFront поддерживает более 40 языков интерфейса, в том числе русский и украинский. Эта поддержка обеспечивается благодаря использованию UTF-8 (Unicode). Функциональность СДО eFront может быть существенно расширена за счёт подключаемых модулей, которые можно скачать с сайта http://www.efrontlearning.net/mods. Для установки модулей имеется специальный интерфейс управления. Таким образом, eFront представляет собой достойную альтернативу MOODLE.
По умолчанию, в eFront имеется 3 категории пользователей: Учащийся, Преподаватель и Администратор. Для каждой роли нужно создавать отдельную учетную запись. Специальный механизм позволяет легко переключаться с одной учетной записи на другую, не выходя из системы. Использование нескольких аккаунтов дает возможность преподавателю взглянуть на создаваемые им уроки глазами учащегося. eFront позволяет также создавать производные типы пользователей с меньшими возможностями, например, входить на курс в качестве гостя.
eFront имеет сертифицированную поддержку стандарта SCORM (Sharable Content Object Reference Model), позволяющего импортировать создаваемые в этой СДО курсы (или их части) в другую СДО. Одним из недостатков среды «Веб-класс ХПИ» является несоответствие создаваемых в ней материалов стандартам SCORM. Поэтому перенос курса из этой среды в СДО eFront производился вручную. Эта работа была начата в сентябре 2010 года и продолжается до сих пор. Причем уже в процессе этой работы (и не в последнюю очередь благодаря участию в ОДК «Дистанционное обучение от А до Я») изменилась концепция создания новой версии курса. Она заключается в том, чтобы не только по возможности более полно сохранить те наработки, которые были накоплены в предыдущей версии совместными усилиями студентов и тьютора (как планировалось изначально), но и обогатить курс новыми средствами обучения. По существу, это означает воссоздание курса заново.
Элементы курса, унаследованные от предыдущей версии:
Ресурсы Библиотеки.
Код страницы копировался в HTML-редакторе «Веб-класс ХПИ» и вставлялся в аналогичный редактор СДО eFront. Графические изображения предварительно загружались в соответствующую папку урока, в коде страницы редактировались ссылки на рисунки.
Тесты. В среде «Веб-класс ХПИ» существует средство, позволяющее скопировать банк тестовых заданий в виде текстового файла. Задания из этого файла можно преобразовать в формат GIFT и в таком виде импортировать в eFront. eFront поддерживает больше типов тестовых заданий и имеет более гибкие настройки для проведения тестирования по сравнению со средой «Веб-класс ХПИ».
Анкеты. Среда «Веб-класс ХПИ», предусматривает сопровождение до 120 анкет в дистанционном курсе. В курсе «Избранные вопросы биохимии» весь этот резерв был задействован, причём только две анкеты имели рефлексивный характер («Представление участника дистанционного курса» и «Заключительная анкета»), все остальные представляли собой индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов, для выполнения которых требовалось ответить на ряд вопросов (по 5 – 6 вариантов на каждую тему). Аналогичного сервиса в некоммерческой версии СДО eFront не существует. Поэтому индивидуальные задания были размещены в подсистеме «Проекты», а для создания рефлексивных анкет использовано внешнее приложение (Google Docs).
Внутрикурсовая почта, Форум, Чат. Аналогичные сервисы существуют и в СДО eFront. Затравочные сообщения тьютора и списки вопросов для подготовки к форумам и чатам перенесены в соответствующие занятия новой версии курса. Материалы форумов и транскрипты чатов скопированы из среды «Веб-класс ХПИ» и сохранены в архиве.
Средства, планируемые в новой версии курса «Избранные вопросы биохимии»:
Блоги, наряду с форумом и внутрикурсовой почтой, представляют собой площадку для общения студентов, где могут обсуждаться вопросы для подготовки к семинарам и контрольным работам, темы научно-исследовательских работ. Блоги преподавателя содежат ссылки на дополнительные источники и ресурсы по теме занятия, стимулирующие самостоятельный анализ студентом полученной информации.
Вики — хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы.
Подкасты. В курсе размещены аудиозаписи по некоторым темам курса, которые предназначены для скачивания студентами и прослушивания в mp3-плеере при подготовке к занятиям. Поощряется создание подкастов и самими студентами, что позволяет им не только формировать аудиторию для обсуждения учебных задач, но и развивать свои навыки подачи материала.
Флэш-анимация и видео. Модуль Youtube позволяет преподавателям создавать плейлист видеороликов YouTube, которые могут быть включены в структуру урока. Важной особенностью данного модуля является то, что пользователям не придется выходить из интерфейса eFront для просмотра или даже перемещаться через множество видео. Основной проблемой использования видеоматериалов является недостаток качественного видео по биохимии на русском языке. Однако эта проблема может быть в определенной степени решена силами студентов: поиск новых видеоматериалов в Интернете; перевод текстовой части, переозвучивание видео или наложение субтитров; наконец, создание собственных видеоматериалов.
Использование средств mLearning – доступ к учебному контенту отовсюду и в любое время с помощью MP3-плееров, КПК, смартфонов и ноутбуков с выходом в Internet.
Выводы.
  1. СДО eFront, использующая инструментарий Web 2.0, обладает большими возможностями организации учебного процесса по сравнению с виртуальными образовательными средами предыдущего поколения.
  2. Перенос курса «Избранные вопросы биохимии» в СДО eFront из среды «Веб-класс ХПИ» фактически означает создание нового курса, в котором наработки, накопленные в предыдущей версии, развиваются и обогащаются новыми средствами обучения.
  3. Использование технологий Web 2.0 в образовательном процессе позволяет студентам создавать свою персональную среду обучения. Кроме того, с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и научных исследованиях.
Список источников
1. Савченко Н.В. Создаем дистанционный курс дистанционно на базе среды "Веб-кафедра" [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2/ – Заголовок с экрана.
2. Ершиков С.М., Савченко Н.В. Методические аспекты создания дистанционного курса для изучения теоретических основ медицины // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Материалы VI Международной научно-практической конференции-выставки. – Томск, 2007. – С. 44–45. (http://dl.kharkiv.edu/file.php/1/savchenko/p_2007_savchenko_n_v_01.pdf)
3. Ершиков С.М. Интерактивные формы общения в дистанционном курсе «Избранные вопросы биохимии» //Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во «Лема», 2011. – С. 53 – 58.
4. Горілик А.В. Огляд віртуальних навчальних середовищ як перспективних платформ для фармацевтичної освіти [Текст] / А.В. Горілик, Б.П. Громовик, С.І. Терещук // Управління, економіка та забезпечення якості в фармації. – 2009. – №4(9). – С.28-33.

воскресенье, 20 мая 2012 г.

Заключительная конференция курса

15 - 17 мая в Харькове прошла XX Международная научно-практическая конференция МикроКАД-2012, в рамках которой на секции 14 "Современные технологии в образовании" подводились итоги курса "Дистанционное обучение от А до Я". Одна группа участников этого мероприятия присутствовала непосредственно в Интернет-классе вечернего корпуса НТУ "ХПИ". Другая группа, в том числе и автор данного блога, находилась в других местах и связывалась с помощью сетевого сервиса Wiziq, предназначенного для проведения вебинаров. Руководитель секции профессор Владимир Николаевич Кухаренко вел заседание, представлял участников, оказывал помощь удаленным докладчикам в настройке звука и изображения.
В первый день наиболее интересным для меня было сообщение Олеси Киселевой (НФаУ, Харьков) "Подготовка преподавателей Национального Фармацевтического Университета к созданию дистанционного курса дисциплины". Работа посвящена актуальной проблеме - обучению преподавателей дистанционным образовательным технологиям. К сожалению, большинство преподавателей медицинских и фармацевтических вузов недостаточно знакомы с этими технологиями и предпочитают работать по традиционной схеме. В докладе представлен опыт работы Центра дистанционных технологий обучения этого университета по созданию практического курса для преподавателей, позволяющего им эффективно разрабатывать электронные ресурсы по своей дисциплине.
Из событий второго дня особенно запомнился замечательный тренинг по работе в среде Edmodo, который провели для участников конференции Анна Михайловна Чихрадзе и Нина Ананьевна Люлькун в совместном выступлении на тему "Edmodo - социальная сеть и виртуальная среда для обучения". В ходе тренинга каждый из участников создал учетную запись в Edmodo, подключился к рабочей группе, обменялся сообщениями со своими коллегами, поработал с библиотекой курса. Подумалось, что примерно в таком формате вполне можно было бы проводить обучение преподавателей работе с другими сервисами Web 2.0.
Тезисы и презентация моего сообщения на этой конференции будут представлены в следующем посте.