вторник, 31 января 2012 г.

Тезисы моего выступления на Школе-семинаре в НТУ "ХПИ"

Сегодня дистанционно участвовал в работе мастер-класса "Образование и технологии дистанционного обучения в 21 веке" под руководством профессора В.Н.Кухаренко. Мастер-класс проходил в рамках традиционной зимней Школы-семинара "Современные педагогические технологии в образовании". Выступал с докладом "Использование дистанционного курса для поддержки очных занятий на кафедре биохимии медицинского вуза", отвечал на вопросы. Размещаю здесь краткие тезисы своего сообщения.

Дистанционные технологии в медицинском образовании находят своё применение прежде всего на этапе последипломного повышения квалификации врачей и реализуются в сочетании с традиционной формой обучения в виде смешанного обучения (blended learning). Использование дистанционных технологий на доклиническом этапе подготовки медицинских специалистов пока не получило большого распространения. Между тем применение телекоммуникационных технологий позволит стимулировать самостоятельную работу студентов по дисциплинам общетеоретического, естественнонаучного цикла. В настоящей работе представлен опыт создания и внедрения в учебный процесс дистанционного курса (ДК), направленного на активизацию самостоятельной работы студентов на кафедре биохимии.

ДК «Избранные вопросы биохимии» разработан в 2007 году на базе виртуальной учебной среды «Веб-класс ХПИ» и размещён в Интернете по адресу http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2_10/. Курс предназначен для студентов 2 курса лечебного педиатрического и фармацевтического факультетов и соответствует типовой учебной программе по биохимии для медицинских вузов. Созданию курса предшествовала проработка проекта, включающая определение целей и задач обучения, структуры и общего содержания, в том числе контрольно-оценочных заданий, проведена оценка трудозатрат.

К участию в курсе допускались студенты, не имеющие академической и текущей неуспеваемости. В ходе обучения студенты выполняли ряд индивидуальных заданий для закрепления изученного теоретического материала, проходили тестовый контроль знаний по каждой теме курса. Каждый студент имел возможность общаться с преподавателем по почте курса и со своими коллегами в форуме и чате. Обучение проходило синхронно с аудиторными занятиями, материалы курса могли использоваться для самоподготовки.

Занятия в курсе проводились с сентября 2007 года по декабрь 2010 года включительно. За этот период прошло 7 семестровых циклов обучения, на которые записалось в общей сложности 413 студентов всех факультетов (18,3% общего числа студентов, обучавшихся за этот период на кафедре). Не все из них по разным причинам прошли ДК до конца. Количество активных студентов, т.е. выполнявших задания курса, составляло 259 человек (62,7% от общего числа участников или 11,5% студентов, обучавшихся за этот период на кафедре). Среди этих студентов выделилась группа лидеров, выполнивших 80 и более процентов заданий ДК, в количестве 63 человек (15,3% от общего числа участников). Для характеристики активности студентов были использованы такие показатели: общее количество посещений сайта, в том числе число активных посещений (сопровождавшихся выполнением учебных заданий), общее время обучения студента в ДК, а также продолжительность одного сеанса работы.

Средние показатели активности участников постепенно возрастают с каждым семестровым циклом и достигают максимума к сентябрю – декабрю 2010 года. Для лидеров курса эти тенденции ещё более заметны. Такие результаты свидетельствуют о повышении интереса студентов к дистанционным образовательным технологиям как форме организации самостоятельной внеаудиторной работы.

Этот интерес находит свое проявление, в частности, в более активном участии студентов в дискуссиях на форуме курса. От цикла к циклу возрастает количество участников форума, количество сообщений на форуме и количество комментариев к сообщениям коллег. Следует особо отметить, что использование таких инструментов, как форум и чат позволяют преподавателю собрать в одной виртуальной аудитории наиболее продвинутых студентов, рассеянных по разным учебным группам и факультетам, и вести с ними диалог на совершенно ином интеллектуальном уровне, чем с большинством студентов на обычных занятиях.

По результатам экзаменационных сессий отмечено, что студенты, сочетавшие обучение в ДК с традиционными формами учебного процесса, получают на экзамене по биохимии в целом более высокие оценки, чем студенты с таким же годовым рейтингом, которые использовали только традиционные формы обучения.

Выводы: Использование дистанционных технологий в учебном процессе способствует повышению мотивации изучения дисциплины и качества подготовки студентов, даёт возможность студентам младших курсов получить практический опыт работы в телекоммуникационных сетях, необходимый для успешного обучения на последипломном этапе.

Презентация доклада

четверг, 19 января 2012 г.

Хорошая компьютерная игра-стратегия для учителей биологии

На сайте "Дидактор" опубликована новая статья, касающаяся вопросов компьютерного обучения. Не могу удержаться, чтобы не воспроизвести её здесь целиком.


В мае 2008 года Федерация американских ученых (FAS) выпустила замечательную образовательную программу ИММУННАЯ АТАКА.
Цель игры: научить азам иммунологии учащихся средней школы, хотя более поздние версии игры могут быть очень полезны и студентам медицинских колледжей, биологических факультетов университетов и педагогических вузов.
Чтобы победить, игрок должен шаг за шагом, уровень за уровнем, решать проблемные задачи, изучая иммунную систему человека, так как в противном случае от бактериальных и вирусных инфекций ему не удастся победить.

Педагоги по-разному относятся к обучающим видеоиграм. Однако если мы принимаем позицию великого К.Д. Ушинского о пользе наглядности, почему должны отвергать современные формы представления учебной информации?!

Перефразируя слова великого российского педагога можно уверенно утверждать о том, что чем сложнее учебный материал, тем больше должно быть интерактивной наглядности, анимаций, видеороликов и обучающих игр.
Дело в другом: в грамотном учительском сопровождении информационных ресурсов.

Этих же принципов придерживается инициатор проекта президент FAS Генри Келли, убеждённый, что обучающие видеоигры имеют огромный потенциал.

Действительно в ИММУННОЙ АТАКЕ учащиеся встречаются со сложнейшими понятиями. Однако игра достаточно интерактивна: визуальные и звуковые подсказки предоставят необходимую информацию, чтобы можно было преодолеть очередной барьер.

Игра проходит в реалистичной “биологической среде”, благодаря созданным 3d-объектам, с помощью которых и осуществляется виртуальное путешествие по человеческому организму и производится его “лечение”
Оценка продукта: безусловно 5

От себя добавлю, что дистрибутив программы составляет 545 MB. В настоящее время готовится новая версия Immune Attack 2.0, в которой на основе современных компьютерных технологий будут представлены новые данные молекулярной биологии и иммунологии.

вторник, 10 января 2012 г.

Социальные сети для врачей и медицинское образование

Социальные сети, зародившиеся в начале 2000-х годов, прочно вошли в нашу жизнь. Интерес к ним не ослабевает, более того – появляются всё новые возможности для их использования в различных областях человеческой деятельности. Наряду с общедоступными социальными сетями (Одноклассники, Вконтакте, Facebook) начинают создаваться сети, формируемые по профессиональному признаку.

Социальная сеть «Доктор на работе» http://www.doktornarabote.ru/Default.aspx создана инновационной медицинской компанией «Медиан». Эта сеть функционирует с марта 2010 года и предназначена, как следует из названия,  для общения медицинских работников. Поэтому для работы в сети требуется подтверждение врачебного статуса.  В частности, мне в ходе регистрации на сайте нужно было выслать отсканированную копию диплома о медицинском образовании. Правда, в настоящее время процедура регистрации несколько упростилась: достаточно указать  данные о месте работы и должность, эти сведения будут проверены редакторами сайта в течение недели, после чего доступ к материалам сайта будет открыт.  
На сегодняшний день аудитория сайта превысила 60 тысяч пользователей, что составляет приблизительно 10% всех врачей, работающих в системе здравоохранения России. Сайт «Доктор на работе» официально получил статус электронного СМИ. Является победителем премии «Стартап года 2011» в номинации «Команда года» и конкурса Лучший предприниматель в области медиа в России в 2011 году.

Социальная сеть «Доктор на работе» дает врачу возможность задать вопрос коллегам и получить компетентный ответ вкупе с практическими рекомендациями, не покидая рабочего места. Врачи общаются между собой как посредством личных сообщений, так и публично, размещая в общедоступной части сайта дискуссии, статьи, заметки и наблюдения на любые темы, связанные с медициной. Все члены сообщества могут оценивать и комментировать эти публикации. Таким образом, на сайте аккумулируется опыт большого числа практических врачей различных специальностей по вопросам, касающимся использования новейших методов диагностики и лечения заболеваний. Регулярно обновляется информация о конференциях на медицинскую тематику, публикуются обзоры медицинской прессы, консультации по медицинскому праву. Имеется база данных о вакансиях для врачей, оснащённая системой поиска и сервисом для размещения резюме.

Администрация сайта использует систему стимулирования активности пользователей. У каждого врача в сети существует свой рейтинг, отражающий уровень его деятельности на сайте. Баллы начисляются за публикации научных статей, описания клинических случаев, участие в дискуссиях. Можно повысить свой рейтинг, пригласив коллегу зарегистрироваться в сети. Врачи, имеющие высокий рейтинг, получают ежемесячно, хоть небольшое, денежное вознаграждение.
К сожалению, разочаровал раздел «Видео». Очень мало видеороликов – только доклады с конгресса терапевтов, предоставленные сайтом mdtube.ru. Тем не менее, анонсируется размещение в будущем образовательного видео и сервис для проведения видеоконференций.

В состоянии разработки находятся версии сайта на английском (http://www.doctoratwork.com/ ), украинском и испанском языках.

И последнее. У портала «Доктор на работе» в ближайшее время появится младший брат – компания «Медиан» разрабатывает образовательный портал для студентов-медиков «Медкампус» (http://www.medcampus.ru/) . Проект еще не запущен, но его страничка «В контакте» уже существует http://vkontakte.ru/medcampus.
В дальнейшем планирую продолжить обзор социальных сервисов для врачей.

вторник, 3 января 2012 г.

Уроки химии в виртуальном мире vAcademia

На блоге vacademia-info (http://vacademia-info.livejournal.com/3759.html) размещены ссылки на записи уроков органической химии с участием реальных учеников 10 класса. Каждый из них выбирает себе аватара и размещает его в аудитории.

Занятия проводит преподаватель Валерий Цвирко. Он объясняет теоретический материал, а затем задает вопросы ученикам, оценивает их ответы. Просмотр записи дает возможность ученикам снова выслушать объяснения, а тем, кто отсутствовал на занятии, вернуться в прошлое и окунуться в атмосферу урока и изучить материал наравне с реальными участниками.

Для просмотра занятий необходимо скачать на сайте http://www.vacademia.com/ клиентскую программу (47 мегабайт), установить ее на своем компьютере, выбрать из меню необходимое занятие и нажать кнопку "Перейти". Чтобы иметь возможность создавать и проводить свои уроки в виртуальном мире, необходима регистрация на сайте. Просматривать занятия можно и без регистрации на сайте проекта. В этом случае можно воспользоваться входом в гостевом режиме.
Для обучения работе с программой на сайте имеются справочная система и видеоролики.
Если вам нужно улучшить или проверить свои знания по химии, добро пожаловать на сайт vAcademia!